Рационалистическое обоснование субстанциализма (исходных онтологических начал) (Декарт, Спиноза)

Рационализм 17 века – это обоснование теоретической силы человеческого мышления. Декарт (будучи математиком и физиологом), приходит к мысли о том, что онтологическое общее, обобщающее, закономерное, причинноследственное знание есть ни что иное, как производительная сила мышления субъекта. И потому, в рационализме Д и С первичным объектом философского анализа становится познающий субъект (человек).
В “Правилах для руководства ума” Д обосновывает исходный момент познания – ту побудительную мотивацию, которая инициирует мышление. Таким стимулом является момент сомнения – первичный познавательный толчок для всех дальнейших мыслительных. Д обосновывал двуединство бытия: опыт познания открывает нам протяженность субстанции, присущей всему объектному материальному миру, и она становится предметом изучения физических и механических наук. Но в каждом акте познания допустимо сомнение познающего. Логика сомнения приводит с неизбежностью к такому постулату: всеобщность сомнения свидетельствует об объективности, о несомненности факта мышления. Следовательно, сомнение = мышление. Я-идея сохраняется всегда как акт, через который субъект констатирует наличие объекта.
Cogito ergo sum (мыслю, следовательно существую). Cogito Декарта – как флуктуация моих представлений о себе. Это целостность мысленных образов и представлений, через которые мы включаем себя в контекст реальности, в мир сущего. Cogito Д – это пространство идеальности, где живут 2 импульса:
- ясное и отчетливое знание о себе
- представление о со-бытийности себя
Д считает, что субъект не есть отраженное зеркало, а есть внутреннее иммонентное состояние идеального мира, в котором сопрягаются и живут Я как индивидуализация, и как проекция соотнесения Я с другим.
Т.о. ранняя философия Д обосновывает необходимость и эвристическую силу мышления и обосновывает когнитивную равнозначность протяженности субстанции. В силу чего философия Д – Ф классического дуализма, логически нуждается в обосновании их единства. И потому, как дуалист, Д неизбежно прибегает к обоснованию Бога, как третьей силы, могущей направить субстанции друг к другу.
1) Наша жизнь так устроена, что мы не можем не быть (слово пропущено)
2)…(фраза пропущена)
2 традиции: естественно-научная и философско-теоретическая, открывают единые и универсальные начала. Д открыл человеку его онтологическую силу, т.е. силу его бытия. Через мысль человек открывает и достоинство своего существования, и фундоментальные обоснования объективности.
Cogito – исходное основание самопознания, и следовательно, познания мира.

Голландский рационалист Спиноза диалектически снимает дуализм Д.
Этика С – строгое логическое обоснование первичной необходимости природы, которая воплощена в понятиях Субстанция, Атрибут и Модус.
Субстанция – то, что не нуждается в другом для своего существования. В современном языке – самодостаточность существующего. Субстанцией С предполагал Природу в ее внутренней активности: Природа производящая(N. naturans) и произведенная(N. naturata). Отсюда 2 силы природы: Causa materialis и Causa efficience. А Природа есть Causa sui – причина самой себя. Производящая сила природы пораждает атрибуты, а те пораждают модусы.
Атрибут – сущностное свойство субстанции. В силу causa-сущности атрибутов м.б. множество – 2 во времена С: протяженность и мышление. Атрибутов м.б. бесконечно много. Природа предполагает рациональные принципы неисчерпаемости природы. С дает определение природы и понятие модуса – это свойство активно пораждающей природы, в котором выражаются ее атрибуты. Модус – это свойство изменения атрибутивности. Слово – это модус мышления, а мышление есть атрибут человека, как природного существа.
В рационализме С обосновывает принцип свободы. Свобода предопределяется исходными природными началами, понимание которых и есть внутреннее чувство свободы, а потому свобода есть познанная необходимость, внутренняя необходимость в ее осознавании.

Философская систма Спинозы рассматривается как последовательный материализм, хотя природа у него именуется Богом. Термин Бог у Спинозы – аналог\синоним внутренней активности самой природы. Его система получила название пантеизма – «бог во всем». Пантеизм Спинозы имеет натуралистическую форму. Рационализм Спинозы – концепция обоснования активности мышления и внутренней активности прирожы. Эта традиция продолжена в 18 веке у французских просветителей и в немецкой классической философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: