Особенности русской философии

В современных исследованиях по русской философии проблема ее становления рассматривается в нескольких аспектах:
1. Первые философские идеи были посвящены поиску исторической направленности Руси, поиску смысла жизни человека, поиску очищения человека от греха.
Философские идеи предстоят во фрагментарной форме как отдельные идеи, не соответствующие.
2. Историческое развитие русской философии неизбежно шло на фоне сложившейся европейской традиции, что в свою очередь, влияло на оценку русской философии. Сравнение европейской целостности философии и отдельных русских идей не позволяют считать последнюю как отдельную.
3. Развитие философии связано с развитием государственности, а на Руси она обретает свою форму к 17-му веку. Развитие философии относится к этому времени.
Развитие философии всегда связано с развитием научного знания. А в России организация науки и ее концептуальная и социальная определенность к концу 17-18 вв. Статус концептуальной российской философии она начинает приобретать к 18 в.

Религиозность русской философии

Философия не занималась объяснением бога, она исходила из признания, наличия творца, из признания бога (как олицетворение добра)
Поэтому бог предстает как 1 онтологическое условие, как источник нравственного закона и как смыслообразующий фактор человеческого существования.
В русской философии идея бога предстает как трансформация личного духовного опыта философа. Религиозность Р.Ф. – это соприсутствие бога как высшего императивного источника, предопределяющего цельность природы и нравственный поиск человека, выполняет онтологические и антропологические функции: «Бог дан, Бог открывается через красоту природы и нравственные поиски человека». Присутствие бога русские философы видят в цельности человеческого познания, т.е. в единстве чувств, опыта, рационального мышления, интуитивного размышления.

В РФ были более представлены онтологические проблемы, нежели гносеологические. РФ, в отличие от европейской, самостоятельно не создавала гносеологической проблемы. Процесс познания в РФ предстает как единое целое образование, определяющее роль в котором принадлежит интуиции. Интуитивизм сложился в отдельное направление (Лосский, Франк, Алексей Федорович Лосев, Николай Ильин).
Познание в РФ рассматривается всегда через призму внутреннего духовного опыта субъекта, опыт задает вектор и цель познания.
Онтология в РФ более динамична. Идеи развития, идеи закономерности характерны для большинства фил-х направлений. В русск. онтологической направленности преобладающими оказываются идеи объективного идеализма, в котором картина мира изначально видится как сотворенное целостное и действующее по исходным внутренним законам.

Фундаментальная черта РФ – антропоцентризм. Антропоцентризм выражается в том, что человек и все его начало становятся предметной областью философского знания. Человек рассматривается как звено/элемент и цепи природы, и истории, и духа, т.е. знания. Человек в РФ предстает как индивидуально-специфический феномен, и как носитель общих свойств. Антропоцентризм в РФ предстает в идее веры в возможность человеческого развития во всех направлениях.
Человеку доступно стать богом на земле:
Этого можно достигнуть следующим путем:
1. Открытие тайн природы
2. Развитие своей нравственности
3. свое историческое предназначение.
4. Человеку доступна духовная чистота.
В РФ человек стремится не к власти, а к осуществлению собственного предназначения. Антропоцентризм в РФ – религиозно-дуалистический.
Н.О. Лосский: в антропоцентризме РФ особо представлен этический персонализм.

ЭСХАТОЛОГИЯ.
- учение о конечной судьбе мира и человека, учение о смертности.
Эсхатология РФ – продолжение религиозности. Исходно утверждается, что человек – есть конечное существо. Предельность и смертность человека не абсолютна. Для человека возможны пути его спасения: Религиозное бессмертие, и научноисторическое.
Эсхатология имеет позитивную направленность. Эсхатологический оптимизм в РФ предстает как вера в возможность преодоления человеком своей конечности, и тем самым открытость человека, свобода, воля, творчество оказываются выражением предельной ситуации.

РФ во всех своих направлениях предстает как феномен русской культуры. В оценке многих современных историков развивается мысль о том, что РФ неоднородна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: