Образование партий — это не единовременный акт, а процесс, который проходит определенные этапы.
формирование определенных идейно-политических настроений, побуждающих единомышленников объединяться в кружки.
выкристаллизовываются направления общественно-политической мысли, носители которой группируются вокруг определенных публичных изданий.
происходит организационное и политическое оформление самого партийного коллектива на основе выработанных организационных, идейных и политических принципов для совместной организационной работы — пропаганды и агитации за свою программу и тактику.
Канун первой российской революции явился тем историческим моментом, когда политические партии в России проходили 1-й или 2-й этапы своего становления. В ходе революции классовая борьба в России приобрела ярко выраженный партийный характер. Процесс образования партий вступил в свой 3-й этап.
В зависимости от социально-классовой основы, программных и тактических установок все политические партии, образовавшиеся до и в годы революции, можно разделить на 4 большие группы:
|
|
-пролетарские большевики
-революционно-демократические социал-демократического и левонароднического направлений
-буржуазные с выделением двух разновидностей: либеральных и консервативных
-помещичье-монархические.
В. И. Ленин и его соратники в начале 90-х годов начали подготовку к созданию пролетарской партии. Зачатком такой партии стал организованный ими в 1895 г. Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Деятельность Союза был нацелена на соединение теории социализма с массовым рабочим движением. Задача создания партии стала особо актуальной в связи с начавшейся в 80-х гг. дифференциацией в российском социал-демократическом движении и обозначившимся разделением на 2 основных направления: революционное и реформаторское.
В 1903 г. в Лондоне были приняты программа и устав РСДРП российская социал-демократическая партия. В программе предусматривалось 2 этапа революции:
программа-минимум — реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, введение равного избирательного права, 8-ми часовой рабочий день; возвращения крестьянам земель, отмена выкупных платежей, и др.
программа-максимум — осуществление социалистической революции и установления диктатуры пролетариата.
Однако по программным и организационным разногласиям произошел раскол на партию большевиков сторонники Ленина и меньшевиков сторонники Мартова. Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров и стояли за диктатуру пролетариата установление политической власти рабочих для построения социализма и в дальнейшем создания бесклассового общества. Меньшевики выступали против диктатуры пролетариата и предполагали сотрудничество с другими партиями.Партия социалистов-революционеров эсеры сложилась в 1902 г. Главной задачей эсеров считалось уничтожение частной собственности на землю, передачи ее крестьянам. Тактикой был террор. Своей опорой они считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским.
|
|
Либеральное движение сформировалось в земствах и городских думах. Они стояли за конституционную монархию. Вели борьбу против крайностей справа произвол правительства и слева деятельность радикалов — революционеров.
Консервативно-монархические круги выступали против любых революционных и демократических выступлений, настаивали на укреплении самодержавия, целостности и неделимости России, сохранения господствующего положения русских и усиление позиций православной церкви.
Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. происходит оформление течений освободительного движения России в политические партии, которые стали выступать выразителями интересов определенных социальных групп и классов в острых политических схватках. Величайшим катализатором образования новых политических партий стала первая российская революция. За короткий период в России возникло столько политических партий, сколько не имелось ни в одной стране мира. К концу гражданской войны 1917-1920 годов численность российских партий составила около 100.
Поиск путей реформирования общественного устройства России привел общественное движение к мысли о необходимости создания общероссийского представительного органа.
Массовое революционное движение в стране вынудило царизм пойти на создание центрального законодательного учреждения. 11 декабря 1905 г. царское правительство издает закон о выборах в 1 Государственную думу. По закону более половины населения страны было лишено избирательных прав.
Резкие разногласия между царским правительством и Думой с первых дней ее существования, отказ исполнительного органа подчиняться законодательному в конечном итоге закончились роспуском I Государственной думы 9 июля 1906 г.
Самодержавие стремилось обеспечить приемлемый для себя состав новой Думы. Однако II Государственная дума 2 февраля — 2 июня 1907 г. оказалась более левой, чем первая. Большинство депутатов принадлежали к трудовикам и кадетам.
Почувствовав себя достаточно сильным, царское правительство перешло в наступление, и 3 июня 1907 г. царским манифестом была распущена II Государственная дума. По новому избирательному закону число выборщиков от помещиков и крупной буржуазии было значительно увеличено. Вследствие ограничений могли принять участие в выборах только 13% взрослого населения.
Собравшаяся на первое заседание 1 ноября 1907 г. III Государственная дума 1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г. разительно отличалась от двух предыдущих по своему классовому, профессиональному и партийному составу. Фракция трудовиков насчитывала всего 14 депутатов, сильно сократилось число кадетов. Самую многочисленную фракцию составили октябристы — 154 депутата.
В январе 1912 г. Дума приняла закон о государственном страховании рабочих, распространяющийся только на фабрично-заводских и горнозаводских рабочих. Национальный вопрос постоянно поднимали русские шовинисты, выдвинувшие лозунг Россия для русских.
Выборы в IV Государственную думу 15 ноября 1912 г. — 6 19 октября 1917 г. проходили осенью 1912 г. в условиях революционного подъема. Предвыборная кампания шла на фоне дискуссий — быть или не быть конституции По своему партийному составу новая Дума мало отличалась от предыдущей. С началом первой мировой войны на заседаниях Думы стали рассматриваться проблемы войны, внешней политики.
|
|
Законопроекты сначала рассматривались думским совещанием, в комиссиях, на заседаниях Думы в трех чтениях. И только после утверждения проекта Государственным советом он приобретал силу закона. При таком порядке, хоть и обеспечивалась тщательная проработка законов, но утверждение их затягивалось иногда на годы. По бюджетным вопросам полномочия Думы не распространялись на статьи расходов по содержанию царского двора, на платежи по государственным долгам и обязательствам.
Оценивая первый опыт российского парламентаризма, необходимо отметить, что деятельность Думы была далека от совершенства. Она сковывалась антидемократическими нормами, регулирующими порядок ее работы, и столь же антидемократическим законом о выборах. Тем не менее Дума стала центром легальной политической борьбы, а утвердившийся в ней открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за государственными финансами и действиями властей — все это способствовало политическому просвещению народа, росту его политической активности, развитию традиций демократического решения важнейших государственных вопросов