double arrow

Рационалистические тенденции в философии Нового Времени (Декарт, Лейбниц)

Рационализм – фил-ое воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Рене Декарт (1596-1650). Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Декарт допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика (вопросы духовные, познания и бытия), а вторую - физика (природу). В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В уч. о бытии он утверждает, что в качестве высшей субстанции пребывает бог. Мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к: 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал Бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Старался соединить теорию с практикой. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создает умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием. Число является внешним выражением духовной сущности монады. Бог есть абсолютная монада. Каждая монада одновременно - форма и материя. Монады независимы друг от друга. В природе все нах. в развитии. Отрицает возм скачков или разрывов в развитии. Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще человеку, т.к. он наделен спос. самосознания - апперцепции. Всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым.

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает ни от себя, ни от всего остального) - монады жизни (неорганическая природа). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя)-монады души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление - монада духа (человек).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: