double arrow

Философия Средневековья. Схоластика. Томизм (Фома Аквинский)


Схоластика – школьная ученость. Схоласты – стремились рационально обосновать и системат-ть христианское вероучение. Для этого они исп-ли идеи античной фил-и Рассуждения о проблемах абсолютно абстрактных. Она порождает интерес к проблемам логики.

Томизм. Области науки и веры у Аквинского совершено ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Познание должно быть направлено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления. Область наисущественнейших таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского мышления. Меду наукой и верой нет противоречий: христианская истина стоит выше разума, но не противоречит ему.

Философия должна служит вере, теологии. Мир – система, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней. Вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Ф. Аквинский в своем трактате «Сумма теологии» приводит пять доказательств существования БОГА:

1) все что движется, движимо чем-то другим – необходимость существования первого двигателя, которым является Бог;

2) наличие действующей причины, которая является первопричиной всего – Бог;

3) случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе - наличие первой необходимости, которая является Богом;

4) наличие ступеней качеств, следующих друг за другом, которые есть везде, во всем сущем – должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;

5) наличие полезности, проявляющееся во всей природе: все движется к некой цели, имеет смысл, полезность – существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им является Бог.

Фома Аквинский – наиболее известный представитель философии схоластики средних веков. Важнейшие философские источники философии: философия Аристотеля, христианское мировоззрение и традиции схоластической философской мысли. Фома Аквинский. Тринитарий - Бог отец, сын, дух. Унитарий - Бог есть одно единое. Пытался убрать противоречия, рационализировать. Фома Аквинский попытался уйти от лозунгов: “верую, ибо нелепо”, “верить, чтобы понимать”, Ансельм Кентеpбеpийский: “понимать, чтобы верить”. Эти три позиции - крайности. Человеческая душа не может существовать в некоем месте. Душа есть форма человеческого тела. В материи идеальное присутствует только в виде потенции. Человек - это венец творений Бога. Этот мир дан ему в подчинение.

Пять доказательств существования бога. (Из факта мысли нельзя выводить бытие. Доказательства могут быть только косвенными.) Доказательство через источник движения. Все, что движется должно иметь источник. Существует пеpводвигатель. Цепь причин не является бесконечной, так как существует первопричина - бог. Из сущности действующей причины. В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что тогда оно должно бы быть раньше себя, а это нелепо. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, которой и является бог. Из взаимоотношения случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце концов выясняется, что существует первая необходимость - бог. По степени совершенства. Существуют степени совершенства, одухотворенности - должна существовать абсолютная совершенность - это бог. Hа основе целесообразности. Миp устроен целесообразно, случайно такие конструкции не создаются. Существует идеальный план и творец, который имел целью сотворить мир, и сотворил его. Зло не имеет абсолютного статуса существования. Зло есть недостаток добра. Эти доказательства близки к рассуждениям Аристотеля. Рассуждая о сущности бога, Аквинский выбирает средний путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его пониманием, где бог полностью непознаваем. Все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного существа - бога. Человек познаёт мир с помощью чувственного, рационального познания и божественного откровения. Человек стоит выше животного, так как имеет свободу воли и более низко по сравнению с ангелом, вестником Божьим. Общественной жизнью управляет божественный закон (право), которое реализуется через общественное право (государственные законы).

Римско-католическая церковь сначала превратила Фому Аквинского в Святого, а в 19 веке объявила, что его философия является фундаментом философии католицизма.


Сейчас читают про: