double arrow

Философия эпохи Возрождения (Коперник, Бруно, Галлилей)

Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитие материального производства, обусловил развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это требовало освобождения разума от схоластики и поворота от логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека.

Н. Коперник (1473 - 1543) утверждал гелиоцентризм.

Дж. Бруно (1548-1600) также считал целью фил. познания не бога, а природу и при этом высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он представитель пантеизма, и ему не чужда диалектическая идея о совпадении противоположностей.

Г. Галилей (1564-1642) - один из основателей экспериментально теоретического естествознания, заложивший основы классической механики. В познании, идя от чувственного восприятия явлений природы к их теоретичес-кому пониманию, необходимо использовать два метода: анализ и синтез. Достоверное знание предстает как единство синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Природа трактуется пантеистически. Христианский бог как бы сливается с природой, а последняя обожествляется. В каждой части природы находится некое одушевленное начало – архей, а потому необходимо постигнуть этот архей, войти в магический контакт с ним и научиться управлять им (Парацельс). Такое магическо-алхимическое понимание природы характерно для 15-16 веков. Телезио и др. философы считал, что после сотворения богом мира мир существует по своим собственным законам, без вмешательства бога.

Николай Кузанский. Он ориентировался на традицию неоплатонизма. Философская проблематика его работ – вопросы отношения мира и Бога, вопросы познания. Кузанский стоял на пантеистических позициях, сближая Бога как бесконечное существо, абсолют, с конечным миром. Если Бог – это макрокосмос, то человек – микрокосмос, подобие Божие, он не только часть целого, но и новое целое в целом, индивидуальность. Человек соединяет в себе как земное, так и божественное. Чувственное познание – начальная стадия, упорядочивается рассудком. Разум – высшая теоретическая способность человеческого сознания, которая направлена на выявление и прояснение противоположностей. Кузанский высказал идею о том, что все вещи состоят из противоположностей, противоположности совпадают. Ярким примером этого выступает Бог, т.к. он везде, т.е. Бог – это Все, а с другой стороны Бог нигде, значит, он - Ничто. Человек тоже есть синтез противоречий – он конечен как существо телесное, но бесконечен как духовное. Познание подлинных сущностей невозможно. Даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания – Бог остается непознаваемым.

Все это в совокупности изменило взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложило глубокий отпечаток на характер всей последующей науки и философии. Та же обращенность к человеку, те же стихийно-материалистические тенденции возродились на новой историко-культурной почве, обогащенной влиянием средневековой арабской культуры, становлением и укреплением наряду с монастырскими школами университетской науки, а также под влиянием потребностей общественно-исторической практики, дав мощный импульс развитию естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания нового времени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: