Философия эпохи Возрождения (Коперник, Бруно, Галлилей)

Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитие материального производства, обусловил развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это требовало освобождения разума от схоластики и поворота от логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека.

Н. Коперник (1473 - 1543) утверждал гелиоцентризм.

Дж. Бруно (1548-1600) также считал целью фил. познания не бога, а природу и при этом высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он представитель пантеизма, и ему не чужда диалектическая идея о совпадении противоположностей.

Г. Галилей (1564-1642) - один из основателей экспериментально теоретического естествознания, заложивший основы классической механики. В познании, идя от чувственного восприятия явлений природы к их теоретичес-кому пониманию, необходимо использовать два метода: анализ и синтез. Достоверное знание предстает как единство синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Природа трактуется пантеистически. Христианский бог как бы сливается с природой, а последняя обожествляется. В каждой части природы находится некое одушевленное начало – архей, а потому необходимо постигнуть этот архей, войти в магический контакт с ним и научиться управлять им (Парацельс). Такое магическо-алхимическое понимание природы характерно для 15-16 веков. Телезио и др. философы считал, что после сотворения богом мира мир существует по своим собственным законам, без вмешательства бога.

Николай Кузанский. Он ориентировался на традицию неоплатонизма. Философская проблематика его работ – вопросы отношения мира и Бога, вопросы познания. Кузанский стоял на пантеистических позициях, сближая Бога как бесконечное существо, абсолют, с конечным миром. Если Бог – это макрокосмос, то человек – микрокосмос, подобие Божие, он не только часть целого, но и новое целое в целом, индивидуальность. Человек соединяет в себе как земное, так и божественное. Чувственное познание – начальная стадия, упорядочивается рассудком. Разум – высшая теоретическая способность человеческого сознания, которая направлена на выявление и прояснение противоположностей. Кузанский высказал идею о том, что все вещи состоят из противоположностей, противоположности совпадают. Ярким примером этого выступает Бог, т.к. он везде, т.е. Бог – это Все, а с другой стороны Бог нигде, значит, он - Ничто. Человек тоже есть синтез противоречий – он конечен как существо телесное, но бесконечен как духовное. Познание подлинных сущностей невозможно. Даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания – Бог остается непознаваемым.

Все это в совокупности изменило взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложило глубокий отпечаток на характер всей последующей науки и философии. Та же обращенность к человеку, те же стихийно-материалистические тенденции возродились на новой историко-культурной почве, обогащенной влиянием средневековой арабской культуры, становлением и укреплением наряду с монастырскими школами университетской науки, а также под влиянием потребностей общественно-исторической практики, дав мощный импульс развитию естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания нового времени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: