Социально-культурные особенности русской философии

Этническое своеобразие русского народа вобрало в себя богатый комплекс причинных влияний. Прежде всего, здесь представлены глубинные славянские корни, принесшие устои определенного образа жизни, сложившийся психический тип характера и мифо-религиозную (языческую) духовность.

988 г. стал поворотным началом новой судьбы Руси. В ситуации свободного выбора Русь приняла от Византии христианство. К этому времени восточное православие уже имело длительную традицию богословского и философского осмысления. Для Руси открылась уникальная возможность приобщиться к такой богатой духовной и интеллектуальной традиции как греко-византийская православная культура.

Все, что приходит в сознание извне, для своего усвоения требует ра боты ума. Когда речь идет о высоких духовных знаниях, то здесь нужен не только разум, но и духовный гений. Именно, эти способности использова ли многие русские монахи и богословы (Сергий Радонежский и др.) для то го, чтобы писания восточных отцов церкви привились в русской душе.

Как особый феномен культуры русская философия возникла в пер вые десятилетия XIX в. В этот же период складывается современный рус ский литературный язык. Среди лингвистов существует общепризнанное мнение о том, что выразительные возможности русского языка так много гранны, что с ним трудно сравнить другие этнические языки. В поэзии и литературе это продемонстрировали А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь и другие гении слова. Способность языка выражать тонкие смысловые нюансы безус ловно содействовала быстрому прогрессу русской философской мысли.

О первом этапе влияния уже говорилось, Русь усваивала греко-византийскую религиозную философию. В начале XVIII в. на умы некото рых русских людей стали воздействовать немецкие идеи. Молодые люди, которых отправлял Петр I учиться за границу, начали, хотя бы косвенно, получать вместе с наукой и философские взгляды. Позднее по такому пути прошел М.В. Ломоносов. Во второй половине XVIII в. немецкое идейное влияние сменилось французским. Просвещенное русское дворянство впи тывало идеи французских просветителей.

После якобинского террора маятник влияний снова переместился в сторону немецкой философии. Кумирами становились Шеллинг и Гегель, духовными отцами Н.Г.Чернышевского были Гегель и Фейербах. Затем пришла мода на марксизм. Но хотя русские философы учились у других, эпигонство (греч. epigonos - рожденный после) не было для них типичным явлением. Русский дух стремился к обретению самостоятельности и во многом здесь преуспел.

Сравнительно быстро философское полотно России заиграло всеми возможными красками, многообразие на правлений и школ стало типичным. И все же оформилась ведущая роль учений, которые образовали религиозно-философское ядро. В нем сложи лись единые идейные черты, которые существуют как общие тенденции, допускающие отдельные отклонения.

Конечно, далеко не все, даже религиозные мыслители отдавали предпочтение чему-то нерациональному: интуиции, непосредственному сознанию, вере, живому (жизненному) опыту. Но многие философы созна тельно противопоставляли свою позицию западному рационализму, кото рый оценивался как господствующая линия. На Западе эмпиризм состоялся и он пользовался определенным влиянием, но его суть не совпадала с рос сийским эмпиризмом. Так, в английском эмпиризме впечатления и ощу щения рождаются в ходе внешнего воздействия извне на органы чувств. Это чрезвычайно близко к марксистско-ленинской концепции отражения, но противоположно русской религиозной философии. В последней нет су хой регистрации данных, субъект проявляет чувственную активность, симпатию и знание рождается только благодаря этому движению изнутри. Поэтому термин "эмпиризм" неточен и русские мыслители предпочитали писать о живом, и жизненном опыте, который способен освоить мир в его органичной целостности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: