Антропологический материализм Фейербаха

Последним представ классической немецкой философии был Л.Феербах (1804 - 1872). Подверг критике ид. Канта и Гегеля и продолжил традиции матер. Ф. - воинствующий материалист. Сочинения- ”Сущность христианства”, “Предвар тезисы к реформе фил”, “Основные положения фил. будущего”.

Вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил., поскольку она решает вопрос об отнош. мышл. к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел. организме, с чувств, восприятиями и т.д. Чел. неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности.

Существенным содержанием и назначением антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл. формы общ сознания (и религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода.

Основой антропол Ф является материал учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Многообразие явл природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Он говорит о несводимости высших форм сущ материи к низшим. Многообразие чел ощущ. соотв многообр качеств природы. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувст-воспринимаемых явлений. Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т реализации внутренне присущей цели, а следствие единства мат мира. Т.о. он не отрицает объект целесообразности в живой природе, он указывает на ее относительность.

Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есть чувственно воспринимаемая действительность, следовательно. Чувств восприятие, по своей природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные свидетельства относительно того, что мы не видим, не слышим, не осязаем. Органов чувств вполне достаточно для познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредственной связи с вещами никогда нас не обманывают. Однако он не включает в свое рассмотрение практическую деятельность.

Ф признает важную познав функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия.

Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления. В общем Ф не понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и мышлением, его не интересует пробл категорий и логики. Глубочайшая идея Гегеля о движении теоретического мышления от абстр к конкретному, о возможности, конкретного мышления осталась чуждой для Ф.

Общая философия --- диалектический материализм, в рамках которого развита теория исторического процесса--- исторический материализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: