Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т.ч. роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.
Расчеты проводятся в следующем порядке:
1) Изменение прибыли от продаж за период (∆ П):
∆ П = ПТП – ППП; (8.4)
2) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары(∆ П1 ):
∆ П1 = SТП – S1 (8.5)
где SТП объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;
S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.
3) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆ П2 ):
∆ П2 = ППП *k1 – ППП = ППП (k1 – 1), (8.6)
где ППП - прибыль предыдущего периода;
К1 - коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода:
k 1 = С1 / СПП, (8.7)
где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
СПП - себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде.
4) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров (∆ П3):
∆ П3 = ППП * (k2 - k1 ) (8.8)
где К2 - коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:
k2 = S1 / SПП (8.9)
где S1 – объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода;
SПП – объем продаж в предыдущем периоде.
5) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆ П4 ):
∆ П4 = С1 - СТП (8.10)
где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
СТП - фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период.
6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆ П5 ):
∆ П5 = СПП *k2 – С1. (8.11)
7) Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (∆ П ):
∆ П =
, 1 (8.12)
где Пi – влияние i -ого фактора;
n - количество факторов.
Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи товаров ∆ П составило:
Полученные результаты целесообразно представить в виде таблицы.
После уплаты налогов прибыль может быть распределена между различными фондами: накопления, социальной сферы, потребления и др. Может быть создан резервный фонд для организаций в форме обществ, если это определено их Уставом, и отчисления в резервный фонд в этом случае должны быть не менее 5% в год. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).






