Основные источники резервов увеличения прибыли и методика их подсчета

Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т.ч. роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.

Расчеты проводятся в следующем порядке:

1) Изменение прибыли от продаж за период (∆ П):

П = ПТП – ППП; (8.4)

2) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары(∆ П1 ):

П1 = SТПS1 (8.5)

где SТП объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;

S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.

3) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆ П2 ):

П2 = ППП *k1 – ППП = ППП (k1 – 1), (8.6)

где ППП - прибыль предыдущего периода;

К1 - коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода:

k 1 = С1 / СПП, (8.7)

где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;

СПП - себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде.

4) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров (∆ П3):

П3 = ППП * (k2 - k1 ) (8.8)

где К2 - коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:

k2 = S1 / SПП (8.9)

где S1 – объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода;

SПП – объем продаж в предыдущем периоде.

5) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆ П4 ):

П4 = С1 - СТП (8.10)

где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;

СТП - фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период.

6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (П5 ):

П5 = СПП *k2 – С1. (8.11)

7) Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (П ):

П = , 1 (8.12)

где Пi – влияние i -ого фактора;

n - количество факторов.

Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи товаров П составило:

Полученные результаты целесообразно представить в виде таблицы.

После уплаты налогов прибыль может быть распределена между различными фондами: накопления, социальной сферы, потребления и др. Может быть создан резервный фонд для организаций в форме обществ, если это определено их Уставом, и отчисления в резервный фонд в этом случае должны быть не менее 5% в год. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).




double arrow
Сейчас читают про: