Высшего профессионального образования 6 страница

Технический прогресс в области средств вычислительной техни­ки и передачи данных, организация вычислительных сетей в на­стоящее время позволяют существенно изменить подход к автомати­зации потоков информации и документопотоку.

Прежде всего следует отметить значительную роль ПК в форми­ровании первичных документов, самой трудоемкой операции в про­цессе обработки информации.

Стало традиционным явлением, когда при использовании проек­тов компьютерной обработки экономических задач на предприятиях (организациях, фирмах, банках) с помощью ПК формируются пла­тежные поручения, приходные (расходные) кассовые ордера, на­кладные, счета-фактуры и другие первичные документы.

Использование вычислительных сетей приводит к значительному изменению и документооборота. Так, система «клиент—банк» изменя­ет способы общения пользователя с банком, позволяет ему решать свои задачи, минуя операциониста и не выходя из своего офиса. На­личие ноутбуков позволяет современному бизнесмену осуществлять платежи практически в любом месте, где есть телефонная связь.

Совершенствование документооборота происходит на основе систем электронной почты и электронной подписи, что значительно повышает эффективность управления.

Внутримашинное информационное обеспечение

Внутримашинное информационное обеспечение связано с хра­нением, поиском и обработкой информации и состоит из разнооб­разных по содержанию, назначению, организации файлов и инфор­мационных связей между ними. Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для воспри­ятия, передачи и обработки техническими средствами. Внутрима­шинное ИО может быть создано либо как множество локальных (независимых) файлов, каждый из которых отражает некоторое множе­ство однородных управленческих документов (например, «Ведомость подетальных норм расхода материалов в натуральном и стоимостном выражении», «Применяемость деталей в изделии»), либо как база данных. При создании базы данных файлы не являются независи­мыми, ибо структура одних файлов (состав полей) зависит от струк­туры других. Поэтому структура файлов базы данных часто не соот­ветствует структуре управленческих документов, на основе которых эти файлы создаются. Файлы БД разрабатываются с соблюдением определенных принципов и ориентацией на одну из моделей базы данных (иерархическую, сетевую, реляционную). По содержанию внутримашинное ИО должно адекватно отражать реальную действи­тельность организационного объекта и его подразделений, т. е. кон­кретную предметную область.

Файлы внутримашинной базы делятся на переменные, в которых отражаются факты финансово-хозяйственной деятельности объекта управления, и условно-постоянные, в которых представлены матери­альные, трудовые, технологические и другие нормы и нормативы, а также справочные данные.

Выходные файлы предназначены для формирования отчетности, использования их информационной системой при решении других задач и при решении задач в последующий период. Кроме того, суще­ствуют вспомогательные, корректировочные и рабочие файлы, кото­рые уничтожаются после каждого решения задачи.

Внутримашинное информационное обеспечение предназначено для быстрого и удобного удовлетворения информационных потреб­ностей всех пользователей информационных технологий.

При выборе рационального варианта организации внутримашинного информационного обеспечения, наиболее полно отражающего специфику объекта управления, к нему предъявляют следующие требо­вания: полнота представления данных; минимальность состава данных; минимизация времени выборки данных при решении задач управления; независимость структуры массивов от программных средств их органи­зации; динамичность структуры информационной базы.

Организация, состав, структура внутримашинного информаци­онного обеспечения зависят от информационных характеристик предприятия, состава решаемых задач, методов их решения, возмож­ностей программных средств, организации массивов (файлов), ис­пользуемых технических средств.

Данные во внутримашинном ИО могут храниться, как известно, двумя способами — непосредственно в виде файлов или в базе дан­ных. Новые информационные технологии требуют интеграции ин­формационных процессов и, в частности, организации информации в виде совокупности баз данных.

Организация информационной базы на основе концепции баз данных позволяет обеспечить многоаспектный доступ к совокупно­сти взаимосвязанных данных, интеграцию и централизацию управ­ления данными, устранение излишней избыточности данных, воз­можность совмещения эффективных режимов пакетной и диалого­вой обработки данных.

Информационная база, организованная на основе локальных файлов, состоит из совокупности массивов, предназначенных для решения отдельных задач. Для каждой задачи необходимая инфор­мация складывается из следующих составляющих: множества вход­ных переменных массивов; множества массивов, получаемых в ре­зультате решения других задач; множества массивов, получаемых от предыдущего решения данной задачи; множества массивов норма­тивно-справочной информации; множества процедур обработки дан­ных; множества массивов, хранимых для последующего решения данной задачи; множества массивов, хранимых для решения других задач; множества выходных документов.

При этом основным недостатком информационной базы являет­ся не только обилие массивов и их связей, но и то, что она не обес­печивает независимости программ решения задач от структур обра­батываемых данных. Любое изменение структуры входных массивов вызывает необходимость изменения программ, а это в свою очередь приводит к большим затратам на поддержание информационной ба­зы. Кроме того, при такой организации информационная база несет в себе значительную долю избыточности из-за повторения одних и тех же реквизитов в разных массивах, ориентированных на решение локальных задач и практически не связанных между собой.

Банк данных, его состав, модели баз данных

При увеличении объемов информации для многоцелевого при­менения и эффективного удовлетворения информационных потреб­ностей различных пользователей используется 'интегрированный подход к созданию внутримашинного ИО. При этом данные рас­сматриваются как информационные ресурсы для разноаспектного и многократного использования. Принцип интеграции предполагает организацию хранения информации в виде банка данных (БнД), где все данные собраны в едином интегрированном хранилище и к ин­формации как важнейшему ресурсу обеспечен широкий доступ раз­личных пользователей.

Таким образом, банк данных (БнД) — это система специальным об­разом организованных данных (баз данных), программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцеле­вого использования данных.

Основные требования к БнД включают: интегрированность баз данных и целостность каждой из них; независимость, минимальную избыточность хранимых данных и способность к расширению. Важ­ным условием эффективного функционирования БнД является обес­печение защиты данных от несанкционированного доступа или слу­чайного уничтожения хранимых данных.

Любой банк данных в своем составе всегда содержит следующие два основных компонента: базу данных (БД), которая есть не что иное, как даталогическое представление информационной модели предприятия, и систему управления базой данных (СУБД), с помо­щью которой реализуются централизованное управление данными, хранимыми в базе, доступ к ним и поддержание их в состоянии, соот­ветствующем состоянию предметной области.

Базы данных создаются в БнД предприятия для решения на ПК задач управления производством.

Для программной реализации работ с БД создаются вспомогательные программы их структур, справочников и файлов, печати и др.

Центральную роль в функционировании банка данных выполняет система управления базой данных (СУБД). СУБД— это пакет про­грамм, обеспечивающий поиск, хранение, корректировку данных, форми­рование ответов на запросы. Система обеспечивает сохранность дан­ных, их конфиденциальность, перемещение и связь с другими про­граммными средствами. Основные функции СУБД: непосредственное управление данными во внешней памяти; управление буферами опера­тивной памяти; управление транзакциями; журнализация; языки БД.

Организация типичной СУБД и состав ее компонентов соответ­ствует рассмотренному набору функций. Логически в современной реляционной СУБД можно выделить наиболее внутреннюю часть — ядро СУБД, компилятор языка БД (обычно SQL), подсистему под­держки времени выполнения, набор утилит.

Преимущества работы с БнД для пользователей окупают затраты и издержки на его создание. Они заключаются в следующем: повы­шается производительность работы пользователей, достигается эф­фективное удовлетворение информационных потребностей; центра­лизованное управление данными освобождает прикладных програм­мистов от организации данных, обеспечивает независимость при­кладных программ от данных; организация банка (базы) данных по­зволяет реализовать другие нерегламентированные запросы, прило­жения; снижаются затраты не только на создание и хранение дан­ных, но и на поддержание их в актуальном динамичном состоянии; уменьшаются потоки данных, циркулирующих в системе, сокращает­ся избыточность и дублирование.

Концепция банка данных — это не только идея интегрированного хранения данных, но и идея отделения описания данных от программ их обработки, интерфейс между которыми обеспечивается системой управления базами данных (СУБД). В основу ее разработки заклады­вают следующие принципы: единство структурно-информационной организации массивов; централизацию процессов накопления, хране­ния и обработки различных видов информации; однократный ввод первичных массивов информации с последующим многоразовым и многоцелевым их использованием; интегрированное использование

массивов в различных режимах обработки; оперативность доступа к различным элементам информационных массивов; минимизацию стоимости создания и функционирования.

По организации и технологии обработки данных базы данных подразделяются на централизованные и распределенные.

Централизованную базу данных отличает традиционная архитекту­ра баз данных (рис. 5.3).

При подобной архитектуре все необходимые для работы специа­листов данные и СУБД размещены на центральном компьютере, или мэйнфрейме (mainframe), вместе с приложением, принимающим входную информацию с пользовательского терминала и отображаю­щим данные на экране пользователя. Предположим, что пользова­тель вводит запрос, требующий последовательного просмотра базы данных (например, запрос на расчет потребности материалов на де­таль в натуральном и стоимостном выражении). СУБД получает этот запрос, просматривает БД, выбирая с диска нужную запись, вычис­ляет значение и отображает результат на экране. Приложение и СУБД работают на одном компьютере, и, поскольку система обслу­живает много различных пользователей, каждый из них ощущает снижение быстродействия по мере увеличения нагрузки на систему.

Рис. 5.3. Централизованная БД

Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пе­ресекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных компьютерах вычислительной сети. Работа с такой БД осуществляется с помощью системы управления распределенной ба­зой данных (СУРБД).

По способу доступа к данным БД разделяются на БД с локаль­ным доступом и БД с удаленным (сетевым) доступом.

Системы централизованных БД с сетевым доступом предполагают различные архитектуры подобных систем: файл-сервер и клиент-сервер.

Появление персональных компьютеров и локальных вычисли­тельных сетей привело к разработке архитектуры «файл-сервер», по­казанной на рис. 5.4. При такой архитектуре приложение, выпол­няемое на ПК, может получить прозрачный доступ к файл-серверу,

на котором хранятся совместно используемые файлы. Когда прило­жению, работающему на ПК, требуется получить данные из совме­стно используемого файла, сетевое программное обеспечение авто­матически считывает требуемый блок данных с сервера. Наиболее популярные БД для ПК, включая Microsoft Access, Paradox и dBase, поддерживают архитектуру «файл-сервер», при которой на каждом ПК работает своя копия СУБД.

При выполнении обычных запросов эта архитектура обеспечива­ет великолепную производительность, поскольку в распоряжении каждой копии СУБД находятся все ресурсы ПК. Однако рассмотрим приведенный выше пример. Поскольку запрос требует последова­тельного просмотра БД, СУБД постоянно запрашивает все новые блоки данных из БД, которая физически расположена на сервере сети. Очевидно, что в результате СУБД запросит и получит по сети все блоки файла. При выполнении запросов такого типа эта архитек­тура создает слишком большую нагрузку на сеть и уменьшает произ­водительность работы.

Рис.5.4. Архитектура «файл-сервер»

Архитектура «клиент-сервер» показана на рис.5.5. При такой ар­хитектуре ПК объединены в локальную сеть, в которой имеется сер­вер баз данных, содержащий общие БД. Функции СУБД разделены на две части. Пользовательские программы, такие, как приложения, для формирования интерактивных запросов и генераторы отчетов, работают на клиентском компьютере. Хранение данных и управле­ние ими обеспечиваются сервером. В этой архитектуре SQL стал стандартным языком, предназначенным для обработки и чтения данных, содержащихся в БД. SQL обеспечивает взаимодействие ме­жду пользовательскими программами и ядром БД.

Вернемся к примеру определения потребности материалов на де­таль. При архитектуре «клиент-сервер» запрос передается по сети на сервер БД в виде SQL-запроса. Ядро БД на сервере обрабатывает запрос и просматривает БД, которая также расположена на сервере. После вычисления результата ядро БД посылает его обратно по кли­ентскому приложению, которое отображает его на экране ПК. Архи­тектура «клиент-сервер» позволяет сократить трафик и распределить процесс загрузки базы данных. Функции работы с пользователем, такие, как обработка ввода и отображение данных, выполняются на ПК пользователя. Функции работы с данными, такие, как дисковый ввод-вывод и выполнение запросов, выполняются сервером БД. Наиболее важно здесь то, что SQL обеспечивает четко определенный интерфейс между клиентской и серверной системами, эффективно передавая запросы на доступ к БД. Эта архитектура используется в современных СУБД Oracle, Informix, Sybase и др.

Рис.5.5. Архитектура «клиент-сервер»

С ростом популярности СУБД появилось множество различных моделей данных. У каждой из них имелись свои достоинства и недостатки, которые сыграли ключевую роль в развитии реляционной модели данных, появившейся во многом благодаря стремлению уп­ростить проектирование, упорядочить работу с моделями данных и повысить ее эффективность.

Основным средством организации и автоматизации работы с БД являются системы управления базами данных (СУБД).

Выбор СУБД определяется многими факторами, но главным из них является возможность работы с конкретной моделью данных (иерархической, сетевой, реляционной).

Иерархическую модель БД изображают в виде дерева (рис.5.6). Элементы дерева вершины 1—14 представляют совокупность данных, например логические записи. Каждой вершине соответствует множе­ство экземпляров записей, составляющих логический файл. Верши­ны расположены по уровням и связаны между собой отношениями подчиненности. Одна-единственная вершина верхнего уровня явля­ется корневой. Иерархическая модель данных обеспечивает так на­зываемые одно-многозначные отношения между данными. Приме­ром таких отношений могут служить следующие: одному изделию соответствует несколько материалов, используемых на различных операциях обработки, сборки.

Рис. 5.6. Схема иерархической модели БД

Сетевые модели БД соответствуют более широкому классу объек­тов управления, хотя требуют для своей организации и дополнитель­ных затрат. Сетевая модель позволяет любому объекту быть связан­ным с любым другим объектом. Сетевые модели сложны, что создает определенные трудности при необходимости модернизации или раз­вития СУБД. Пример сетевой модели БД представлен на рис. 5.7. На рисунке видно, что одно изделие изготавливается в результате вы­полнения нескольких операций, а одна операция может использо­ваться для изготовления различных изделий.

Рис.5.7. Сетевая модель БД

Реляционная модель БД представляет объекты и взаимосвязи между ними в виде таблиц, а все операции над данными сводятся к опера­циям над этими таблицами. На этой модели базируются практически все современные СУБД. Эта модель более понятна, «прозрачна» для конечного пользователя организации данных. К преимуществам реля­ционной модели БД можно отнести также более высокую гибкость при расширении БД, состава запросов к ней. Реляционная организа­ция БД в виде таблицы содержит программу выпуска изделий (табл. 5.5). Эта база данных включает в себя три атрибута: код техно­логической группы оборудования, код изделия, программу выпуска.

Таблица 5.5. Реляционная модель БД
Код технологической Код Программа
группы оборудования изделия выпуска
     
     
     
     

Одно из основных различий между тремя типами моделей СУБД состоит в том, что для иерархических и сетевых СУБД их структура не может быть изменена после ввода данных, тогда как для реляционных СУБД структура может изменяться в любое время. Для больших БД, структура которых остается длительное время неизменной, именно иерархические и сетевые СУБД могут оказаться наиболее эффектив­ными, ибо они могут обеспечивать более быстрый доступ к информа­ции БД, чем реляционные СУБД. Однако большинство СУБД для ПК работают с реляционной моделью. К реляционным моделям относят, например, Clipper, dBase, Paradox, FoxPro, Access, Oracle.

В последние годы все большее признание и развитие получают объектно-ориентированные базы данных (ООБД ), толчок к появлению которых дали объектно-ориентированное программирование и ис­пользование ПК для обработки и представления практически всех форм информации, воспринимаемых человеком.

В чем принципиальное отличие реляционных и объектно- ориентированных баз данных? В ООБД модель данных более близка сущностям реального мира. Объекты можно сохранить и использо­вать непосредственно, не раскладывая их по таблицам. Типы данных определяются разработчиком и не ограничены набором предопреде­ленных типов. В объектных СУБД данные объекта, а также его мето­ды помещаются в хранилище как единое целое. Объектная СУБД именно то средство, которое обеспечивает запись объектов в базу данных. Существенной особенностью ООБД можно назвать объеди­нение объектно-ориентированного программирования (ООП) с тех­нологией баз данных для создания интегрированной среды разработ­ки приложении.

ООБД обеспечивает доступ к различным источникам данных, в том числе, конечно, и к данным реляционных СУБД, а также разно­образные средства манипуляции с объектами баз данных. Традици­онными областями применения объектных СУБД являются системы автоматизированного проектирования (САПР), моделирование, мультимедиа, поскольку именно из нужд этих отраслей выросло но­вое направление в базах данных.

В данных областях всегда существовала потребность найти адек­ватное средство хранения больших объемов разнородных данных, переплетенных многими связями. Поскольку объектные СУБД отли­чаются высоким быстродействием, надежностью, представляют раз­нообразнейший программный интерфейс для разработчиков, они широко используются в телекоммуникациях, различных аспектах автоматизации предприятия, издательском деле, геоинформацион­ных проектах. Очень хорошо они подходят для решения задач по­строения распределенных вычислительных систем. На основе объ­ектной СУБД можно строить сложные распределенные банки дан­ных, организовывать к ним доступ как через локальную сеть, так и для удаленных пользователей в режиме реального масштаба времени. К объектным СУБД можно отнести СУБД ONTOS — одного из ли­деров направления ООБД, Jasmine, ODB-Jupiter — первый россий­ский продукт такого рода, ORACLE 8.0.

Использование баз данных на предприятии не дает желаемого результата от автоматизации деятельности предприятия. Причина проста: реализованные функции значительно отличаются от функ­ций ведения бизнеса, так как данные, собранные в базах, не адек­ватны информации, которая нужна лицам, принимающим решения. Решением данной проблемы стала реализация технологии информа­ционных хранилищ.

Хранилища данных и базы знаний — перспектива развития ИО в управлении

Хранилище данных (data warehouse) — это автоматизированная информационно-технологическая система, которая собирает данные из существующих баз и внешних источников, формирует, хранит и экс­плуатирует информацию как единую. Оно обеспечивает инструмента­рий для преобразования больших объемов детализированных данных в форму, которая удобна для стратегического планирования и реор­ганизации бизнеса и необходима специалисту, ответственному за принятие решений. При этом происходит слияние из разных источ­ников различных сведений в требуемую предметно-ориентированную форму с использованием различных методов анализа.

Особенность новой технологии в том, что она предлагает среду накопления данных, которая не только надежна, но по сравнению с распределенными СУБД и оптимальна в отношении доступа к дан­ным и манипулирования ими.

Хранилище информации предназначено для хранения, оператив­ного получения и анализа интегрированной информации по всем видам деятельности организации.

Данные в таком хранилище характеризуются следующими свой­ствами:

■ предметная ориентация — данные организованы согласно пред­мету, а не приложению (в соответствии со способом их применения);

■ интегрированность данные согласуются с определенной систе­мой наименований, хотя могут принадлежать различным источникам и их формы представления могут не совпадать;

■ упорядоченность во времени — данные согласуются во времени для использования в сравнениях, трендах и прогнозах;

■ неизменяемость и целостность данные не обновляются и не изменяются, а только перезагружаются и считываются, поддерживая концепцию «одного правдивого источника».

■ большой объем и сложные взаимосвязи данных.

К основным категориям данных, которые располагаются в храни­лище, относятся: метаданные, описывающие способы извлечения ин­формации из различных источников, методы их преобразования из различных структур и форматов и доставки в хранилище; фактические данные (архивы), отражающие состояние предметной области и кон­кретные моменты времени; суммарные данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов.

В информационных хранилищах используются статистические технологии, генерирующие информацию об информации; процедуры суммирования; методы обработки электронных документов, аудио-, видеоинформации, графов и географических карт.

Для уменьшения размера информационного хранилища до ми­нимума при сохранении максимального количества информации применяются эффективные методы сжатия данных.

Для преобразования данных из хранилища в предметно-ориенти­рованную форму требуются языки запросов нового поколения. Руководи­телям организации данные доступны посредством SQL-запросов, инст­рументов создания интерактивных отчетов на экране, более развитых систем поддержки принятия решений, многомерного просмотра данных посредством гипертекстовой технологии.

Для хранения данных обычно используются выделенные серве­ры, или кластеры серверов (группа накопителей, видеоустройств с общим контроллером).

Создание информационного хранилища данных требует решения ряда организационных вопросов, а также удовлетворения следующих требований к аппаратному и программному обеспечению.

Скорость загрузки. В хранилищах необходимо обеспечить пе­риодическую загрузку новых порций данных, укладывающихся в достаточно узкий временной интервал. Требуемая производитель­ность процесса загрузки не должна накладывать ограничения на размер хранилища.

Технология загрузки. Загрузка новых данных в хранилище вклю­чает преобразование данных, фильтрацию, переформатирование, про­верку целостности, организацию физического хранения, индексиро­вание и обновление метаданных. Это дает возможность объединить разнородную информацию из пакетов, применяемых в структурных подразделениях организации.

Управление качеством данных. В хранилище должна быть обеспечена локальная и глобальная согласованность данных. Мера качества построенного хранилища — объективность исходных дан­ных и степень разнообразия возможных запросов.

Поддержка различных видов данных. В хранилище могут накап­ливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения, а также уникальных типов, опреде­ляемых разработчиками.

Скорость обработки запросов. Сложные запросы, важные для принятия ответственных решений, должны обрабатываться за секун­ды или минуты. Скорость обработки запроса должна зависеть от его сложности, а не от объема БД.

Масштабируемость. Хранилище организации может достиг­нуть нескольких сотен гигабайт. СУБД не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сохранять работоспособность в случае ло­кальных аварий и иметь средства восстановления.

Обслуживание большого числа пользователей. Доступ к хранили­щу данных не ограничивается узким кругом специалистов организа­ции. Сервер БД должен поддерживать сотни пользователей без сни­жения скорости обработки запросов.

Сети хранилищ данных. Сервер должен содержать инструмен­ты, координирующие перемещение данных — между хранилищем организации, информационными системами банков, ГНИ и т. п. Пользователи должны иметь возможность обращаться к нескольким хранилищам с одной клиентской рабочей станции.

Администрирование.СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затратах ре­сурсов и позволять устанавливать приоритеты для различных катего­рий пользователей или операций, а кроме того, уметь осуществлять трассировку и настройку системы на максимальную производитель­ность. Качество построенного хранилища определяется удобством доступа к нему для конечного пользователя.

Интегрированные средства многомерного анализа. Для обеспе­чения высокопроизводительной аналитической обработки необходи­мы средства многомерных представлений, инструменты, поддержи­вающие удобные функции создания предварительно вычисленных суммарных показателей и автоматизирующих генерацию таких пред­варительно вычисленных агрегированных величин.

Средства формирования запросов. Пользователь должен иметь возможность проведения аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступ к детальной и агрегиро­ванной информации.

Использование информационных хранилищ дает существенный выигрыш по производительности в системах принятия решений, в системах обработки большого числа транзакций с большим объемом обновления данных.

Активно развивающейся областью использования компьютеров является создание баз знаний (БЗ) и их применение в различных об­ластях науки и техники. База знанийпредставляет собой семантиче­скую модель, предназначенную для представления в ЭВМ знаний, накоп­ленных человеком в определенной предметной области.Основные функ­ции базы знаний: создание, загрузка; актуализация, поддержание в достоверном состоянии; расширение, включение новых знаний; обра­ботка, формирование знаний, соответствующих текущей ситуации.

Для выполнения указанных функций разрабатываются соответст­вующие программные средства. Совокупность этих программных средств и баз знаний принято называть искусственным интеллектом.

Искусственный интеллект в настоящее время находит применение в таких областях, как планирование и оперативное управление производ­ством, выработка оптимальной стратегии поведения в соответствии со сложившейся ситуацией, экспертные системы и т. д.

Наиболее перспективным представляется использование искусст­венного интеллекта для построения экспертных систем. Экспертная система это компьютерные программы, формализующие процесс принятия решений человеком. Назначение экспертных систем — фор­мирование и вывод рекомендаций в зависимости от текущей ситуа­ции, которая описывается совокупностью сведений, данных, вводи­мых пользователем в диалоговом режиме. Требуемые при этом дан­ные могут извлекаться из создаваемой для решения функциональных задач базы данных. Выдаваемые компьютером рекомендации должны соответствовать рекомендациям специалиста высокой квалификации. Поэтому в формировании БЗ должны принимать участие специали­сты — менеджеры высокой квалификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: