Высшего профессионального образования 5 страница

■ Локальные, составляемые на номенклатуры, характерные для данного предприятия, организации, фирмы.

Разработка локальных классификаторов ведется на местах при проектировании ИС. Наряду с ними на предприятиях используются и классификаторы общегосударственного и отраслевого значения.

Классификаторы общегосударственного значения составляют Единую систему классификации и кодирования (ЕСКК), насчиты­вают около четырех десятков и условно делятся на 4 группы:

■ Классификаторы трудовых и природных ресурсов, например ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

■ Классификаторы информации о структуре экономики (СООГУ) и административно-территориальном делении страны (СОАТО).

■ Классификаторы информации о продукции и услугах (ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции — ОКП), ОК строительной продукции.

■ Классификаторы технико-экономических показателей (ОКТЭП), управленческой документации (ОКУД), единиц измерения (ОКЕИ) и др.

Большинство классификаторов имеет блочную структуру кодовых слов, что позволяет вести компьютерную обработку информации с ис­пользованием отдельных блоков кодовых обозначений или их частей.

В табл. 5.1 и 5.2 приведены примеры кодовых слов (с указанием их значности) структур Общегосударственных классификаторов про­мышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) и Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО).

Таблица 5.1. Структура ОКП

Таблица 5.2. Структура ЕГРПО

Приведем примеры построения некоторых ОК, имеющих наи­большее применение при автоматизированной обработке экономиче­ских показателей на предприятии. Как правило, эти коды проставля­ются в сводных отчетах, а также в некоторых первичных документах, например в счете-фактуре, платежных документах.

ОК отраслей (ОКОНХ) используется для анализа структуры отрасли; код пятизначный, включает следующие признаки: отрасль, подотрасль, вид, группу, подгруппу.

ОК предприятий и организаций (ОКПО) — регистрационный номер предприятия, присваиваемый органами госстатистики, код восьмизначный;

КОПФ — код организационно-правовой формы, означает при­надлежность предприятия к различным формам собственности;

ОКЕИ — код единицы измерения; например, составляемый в тыс. рублей баланс предприятия имеет код «0372»;

ОКУД — код управленческой документации, семизначный; например, баланс имеет код «0710001»;

Идентифицированный номер налогоплательщика (ИНН) — десятизначный; первый и второй знаки означают территорию, тре­тий и четвертый — номер государственной налоговой инспекции, остальные — номер налогоплательщика и контрольный разряд;

Код лицевого счета организации заполняется в платежных до­кументах, предоставляемых в банк; код построен в соответствии с указаниями Центробанка РФ и международными требованиями, имеет сложное построение: включает от 20 до 28 знаков и 11 выде­ленных признаков.

Локальные коды, как уже отмечалось, составляются на номенк­латуры, специфичные для данной организации. Сюда входит широ­кий круг номенклатур, используемых различными подразделениями и службами ее управления. При этом должно соблюдаться неукосни­тельное правило: локальные коды должны быть едиными при реше­нии различных экономических задач. Например, коды табличных номеров одновременно используются управлением кадров для учета численности работающих и в бухгалтерии для выполнения расчетов по заработной плате; коды материалов — при заготовлении материа­лов в отделе снабжения; при учете их движения — на складе.

Основными номенклатурами локальных кодов на предприятии являются: структурные подразделения, работающие поставщики и покупатели, акционеры, материалы, готовая продукция, изделия, детали, соединения, полуфабрикаты; операции технологического процесса; основные средства, специальности и др.

Приступая к составлению классификаторов, прежде всего опре­деляют, какие общегосударственные и отраслевые классификаторы можно использовать. Наряду со специалистом по информационной технологии в составлении классификаторов значительную роль иг­рают экономисты-пользователи. Рассмотрим порядок составления локальных классификаторов.

Разработка классификаторов состоит из четырех этапов:

■ Установление перечня и количества объектов, подлежащих ко­дированию.

■ Систематизация объектов по определенным классификацион­ным признакам (выбор системы классификации).

■ Определение правил обозначения объектов кодирования (выбор системы кодирования).

■ Разработка кодовых обозначений и положений по их ведению и внесению в них изменений.

На первом этапе определяются объекты (номенклатуры), подле­жащие кодированию. Ими могут быть работающие, материалы, под­разделения, оборудования, предприятия, организации и т. д. Затем по каждой номенклатуре устанавливается полный список всех пози­ций, подлежащих кодированию.

На втором этапе каждая номенклатура систематизируется по оп­ределенным классификационным признакам на основе выбранной системы классификации. Упорядоченное расположение классифици­руемых элементов на основе установленных взаимосвязей между признаками составляет систему классификации.

На третьем этапе на основании системы классификации опре­деляют правила обозначения объектов в соответствии с выбранной системой кодирования. Выбор системы кодирования в основном за­висит от количества классификационных признаков и разработанной системы классификации и структуры ее построения.

В практике машинной обработки экономической информации широко применяют следующие системы кодирования: порядковую, серийно-порядковую, позиционную, комбинированную, повторения, шахматную, штриховую.

На четвертом этапе осуществляется непосредственное присвое­ние объектам кодовых обозначений, т. е. выполняется процесс коди­рования — присвоение условных обозначений различным позициям номенклатуры. Заканчивается этот этап составлением классификато­ра, который оформляются в виде справочника.

Классификаторы имеют двоякое применение. Первое — для руч­ного проставления кодов в документах. В этом случае классификаторы оформляются в виде справочников и используются экономистами для подготовки первичных и сводных документов к машинной обработке.

Так, в сводных бухгалтерских отчетах (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.) в заголовочной части бланка проставляются коды по­стоянных признаков отчитывающейся организации: идентификаци­онный номер налогоплательщика (ИНН), код организации по ОКПО, отрасль (вид деятельности) по ОКОНХ, организационно-правовая форма по КОПФ, орган управления государственным имуществом по ОКПО; единица измерения по ОКЕИ.

Если при машинной обработке на предприятиях (организациях, фирмах) осуществляется ввод данных с первичных документов, то документы предварительно кодируются, коды проставляются вруч­ную в соответствии с инструкцией в специально отведенные места документа, в зоны постоянных и переменных признаков документа.

Второе применение кодов предусматривает хранение всех класси­фикаторов в памяти машины, на машинных носителях в банке данных, в качестве словарного фонда или условно-постоянной информации.

Хранение классификаторов в ЭВМ позволяет автоматически формировать необходимую текстовую информацию в выходных сводках. Например, в машине постоянно хранится справочник на работающих, где имеются такие реквизиты, как фамилия, имя, отче­ство, табельный номер, профессия и др. При расчете заработной платы на ПК с первичных документов по начислениям и удержани­ям в машину вводится только табельный номер работающего (без фамилии) и данные о заработной плате. В процессе обработки фа­милия, имя, отчество, взятые из справочника, подформировываются к каждому табельному номеру. В результате в расчетно-платежной документации печатаются все фамилии работающих.

К кодам предъявляется ряд требований. Они должны охватывать все объекты, подлежащие кодированию, и давать им однозначное обозначение; предоставлять возможность расширения объектов ко­дирования без изменения правил их обозначения; быть едиными для разных задач внутри одного экономического объекта (например, ко­ды материалов, подразделений должны быть едиными для задач бухгалтерского учета и технической подготовки производства); отли­чаться стабильностью, удобством восприятия и запоминания кодо­вых обозначений, обеспечивающим простоту заполнения, чтения и обработки; обладать максимальной информированностью кода при минимальной его значности; иметь возможность использования ко­дов для автоматического получения сводных итогов и автоматиче­ского контроля кодовых обозначений с целью обнаружения ошибок.

Назначение кодов состоит в обеспечении группировки информации в машине; подведении итогов по всем группировочным признакам и их печати в сводных таблицах; выполнении процедур поиска, хранения, выборки информации; передачи информации по каналам связи.

В последние годы стало широко использоваться штриховое кодирова­ние. Оно является наименее дорогостоящим и поэтому наиболее приме­нимым. Штриховой код основан на принципе двоичной системы счис­ления: информация запоминается как последовательность 0 и 1. Широ­ким линиям и широким промежуткам присваивается логическое значе­ние — 1, узким — 0. Штриховое кодирование есть способ построения кода с помощью чередования широких и узких, темных и светлых полос.

Применение штрихового кодирования позволяет получить необ­ходимую информацию, характеризующую товар, его свойства, и обеспечить возможность эффективного управления товародвижением вообще и к потребителю в частности, автоматизировать процессы расчетов за продаваемые товары и, следовательно, повысить эффек­тивность управления производством.

Система штрихового кодирования информации представляет со­бой совокупность вида штриховых кодов и технических средств нане­сения на носители информации, верификации качества печати, счи­тывания с носителей, а также предварительной обработки данных.

Пример штрихового кода UPC-12 представлен на рис. 5.1.

Рис.5.1. Пример кода UPC-12

В приведенном примере 3 — код лекарственных препаратов США, 00025 — код производителя, 00234 — код продукта, 9 — кон­трольное число.

Основными техническими средствами нанесения штриховых ко­дов на носители информации (бумага, самоклеющаяся пленка, ме­талл, керамика, текстильное полотно, пластмасса, резина и др.) яв­ляются оборудование для изготовления мастер-фильмов (шаблонов штриховых кодов), компактные печатающие устройства различного принципа действия. Верификация, или контроль, качества печати штриховых кодов может быть осуществлена специализированным оборудованием, оснащенным соответствующими программными средствами. Для считывания штрихового кода с носителей информа­ции используются сканирующие устройства различного типа: кон­тактные карандаши и сканеры; лазерные сканеры и мобильные тер­миналы, считывающие информацию на расстоянии. Мобильный терминал обеспечивает помимо считывания информации с носите­лей предварительную обработку данных и их передачу на компьютер для дальнейшего обобщения и анализа.

К средствам формализованного описания экономической ин­формации относится понятие «идентификатор».

Идентификатор — это условное обозначение реквизитов доку­ментов буквами латинского или русского алфавита; используется при описании реквизитов документов в постановке задач для после­дующего проектирования и программирования. Количество знаков должно находиться в диапазоне 3—8. Приведем примеры присвоения идентификаторов некоторым реквизитам (табл. 5.3).

Таблица 5.3. Присвоение идентификаторов

Идентификация реквизитов первичных документов, условно- постоянной информации и сводных отчетов производится в процес­се постановки задачи. Идентификаторы реквизитов соответствуют наименованиям полей в памяти машины.

Унифицированная система документации и организация документопотоков

Содержанием процесса управления является взаимодействие субъекта и объекта управления. Оно осуществляется посредством управленческих функций и выражается в преобразовании, анализе и оценке необходимой для принятия решений информации.

Основным носителем информации при этом является документ — материальный носитель, содержащий информацию в зафиксирован­ном виде, оформленный в установленном порядке и имеющий в со­ответствии с действующим законодательством правовое значение.

Документационное обеспечение видов работ и функций управле­ния называется документированием.

Совокупность всех документов, циркулирующих в системе управления, представляет собой систему документации.

От правильной и тщательно разработанной системы документа­ции во многом зависят сокращение объемов работ по ее оформле­нию и подготовке к вводу в персональный компьютер, уменьшение числа возможных ошибок и повышение надежности системы в це­лом. Четкое построение документов, унификация и упрощение их форм способствуют сокращению цикла обработки и своевременному получению всех необходимых данных о результатах производствен­но-хозяйственной деятельности организации.

Основными носителями информации при автоматизированной обработке являются входные и выходные документы, т. е. утвер­жденной формы бумажные или экранные носители информации, имеющие юридическую силу.

Документы, содержащие исходные данные организаций и пред­приятий, принято называть первичными, а документы, содержащие сведения обобщающего характера и используемые для принятия управленческих решений — выходными.

В зависимости от места возникновения документы подразделяют­ся на внешние, создаваемые за пределами организации, и внутренние, циркулирующие в рамках данной организации. К внешним докумен­там относятся планы, утвержденные вышестоящими организациями, отраслевые нормативы, инструкции и др.

В зависимости от выполняемых функций управления выделяют документы бухгалтерского учета, плановые, статистические, доку­менты оперативного управления.

Вся документация, создаваемая в сфере управления, принадле­жит к двум группам документационных систем:

■ организационно-распорядительные;

■ специальные.

Организационно-распорядительная документация — это систе­ма, применяемая при оформлении распорядительно-исполнительной деятельности органов управления, включая информационно-спра­вочную документацию.

К организационной относится нормативная документация, регла­ментирующая правовой статус организации и ее структурных под­разделений, правила и инструкции.

К распорядительной относятся приказы, решения, распоряжения и прочая документация, с помощью которой оформляется распоря­дительная деятельность.

Справочно-информационная документация включает служебную пере­писку, документацию на оформление личного состава, справки, акты.

Специальные системы документации отражают специфику дея­тельности системы управления и обслуживают отдельные функции управления. Например, система плановой, финансовой и учетной документации, документация по маркетингу и сбыту и др.

Применение автоматизированных систем обработки обусловило необходимость приспособления документации к требованиям машин­ной обработки, что ускорило процесс ее унификации и стандартиза­ции. Унифицированная система документации (УСД) включает ком­плекс взаимосвязанных стандартных форм документов и правил их оформления на основе применения средств вычислительной техники.

В 1970-х годах был утвержден, а в 1994 г. подтвержден ГОСТ на унифицированную систему организационно-распорядительной доку­ментации. В него вошел комплекс стандартов на составление: актов делового письма, докладной записки, постановлений, заявлений, инструкций, кадровой анкеты, объяснительной записки, правил, представлений, приказов, распоряжений, структуры и штатной чис­ленности, устава, штатного расписания и др.

Пересмотрены и утверждены новые государственные стандарты на ряд специальных унифицированных систем документации: плановую докумен­тацию, по бухгалтерскому учету, материально-техническому снабжению, финансам, статистическую документацию и др.

Каждой утвержденной Госстандартом России форме документа присваивается в соответствии с Общегосударственным классификато­ром управленческой деятельности — ОКУД код, который располага­ется в верхней правой части документа. Основой построения стан­дартных форм документов являются утвержденные формуляры- образцы.

Так, составление организационно-распорядительных документов регламентируется государственными стандартами; это — основные положения о составлении и оформлении документов и формуляр- образец, представляющий собой модель формы, присущей данной унифицированной системе.

Унифицированная система документации устанавливает общие требования к разработке всех документов и их содержанию, включа­ет формы документов, государственные стандарты и методические материалы, регламентирующие порядок оформления, согласования и утверждения документов.

Так, в соответствии с правилами, утвержденными ГОСТом, первич­ные документы должны: содержать достоверные данные о состоянии объекта и минимальный, но достаточный объем исходных данных для получения максимальной результатной информации, используемой для управления организацией; обслуживать все звенья и виды хозяйствен­ного руководства и обеспечивать выполнение не только функции учета, но и функции регулирования и оперативного управления; быть максимально приспособленными для машинной обработки и удобными для восприятия человеком; содержать минимум реквизитов документа за счет исключения из него нормативных, расценочных, справочных, а также производных данных; реквизиты, вводимые с клавиатуры в ма­шину, должны быть по возможности сконцентрированы в одной части документа и обведены утолщенной линией.

Первичный документ включает определенный состав реквизитов- признаков, справочных и группировочных, и реквизитов-оснований, исходных и результатных. Унифицированный документ состоит из трех частей: заголовочной, содержательной и оформительской (рис.5.2).

Рис. 5.2. Пример построения документа табличной формы

Заголовочная часть содержит: наименование предприятия, орга­низации, работающего, оборудования; характеристику документа (ОКУД); наименование документа; зону для размещения постоянных на документ реквизитов-признаков и их кодов (предприятие, склад, вид операции, цех, требование и т. д.)

Содержательная часть строится в виде таблицы, состоящей из строк и граф, в которых размещаются переменные реквизиты-признаки и ко­личественно-суммовые реквизиты-основания (наименование, номенк­латурный номер, количество, код производственных затрат и т. д.).

Оформительская часть документа содержит подписи лиц, несу­щих юридическую ответственность за составление документа (отпустил, получил).

Результатная информация предназначена для целей управления и передается непосредственно потребителям. Для лиц, которые анали­зируют информацию и принимают на ее основании решения, важно, в каком виде эти данные выведены машиной — форма представле­ния результатной информации.

Наиболее распространенной и удобной для пользователей фор­мой вывода результатов обработки является печать информации в разнообразных документах, сводках, отчетах, таблицах, удобных для восприятия человеком. Классификация выходных документов при­водится в табл. 5.4.

Таблица 5.4. Классификация выходных документов
Признаки классификации Виды выходных документов
Характер отражаемых функций управ­ления Форма представления Назначение Место использования Периодичность получения Срочность составления Режим получения выходных докумен­тов Характер печати Количество экземпляров Количество степеней итогов Техническая подготовка производства, бухгалтерский учет, технико-экономи­ческое планирование и др. Цифровая, алфавитно-цифровая, гра­фическая Основные, вспомогательные Внутренние, внешние Ежедневные, декадные, полумесячные, месячные, квартальные, годовые Оперативные, обыкновенные, несроч­ные Запросный, регламентный, диалоговый Построчные, итоговые Один, два, более двух Одна, две, три, четыре и более

Для получения небольших по размеру сводок и особенно органи­зации информационно-справочного обслуживания по различным за­просам пользователей для вывода результатной информации широко применяются видеотерминальные устройства, с помощью которых данные выдаются на экран дисплея в цифровой, алфавитно-цифровой и графической формах. Это обеспечивает наглядность и удобство для пользователей, особенно работающих на ПК, позволяет им оператив­но корректировать информацию. При проектировании форм вывода на дисплей результатной информации придерживаются общих требо­ваний и специальных, учитывающих емкость информационного поля, обеспечивающую полное отображение на экране дисплея результат­ной информации.

Если результаты от решения одной задачи используют в качестве входной информации для решения другой задачи (нормативные дан­ные, полученные в результате решения задач технической подготовки производства, используют в качестве входной информации при реше­нии задач технико-экономического планирования, бухгалтерского уче­та), то результатную информацию представляют на машинных носите­лях (гибких магнитных дисках). Эта форма представления результатной информации используется и для переноса информации с одной маши­ны на другую.

К выходным сводкам предъявляются следующие требования: со­став содержащихся в них показателей должен быть достаточным для целей управления; особое внимание уделяется достоверности отра­жаемых данных, их логическому расположению; сводки должны вы­даваться к указанному сроку, в регламентном режиме и при ответе на запрос; машина должна изготовлять готовые для использования таблицы: печатный титульный лист, заголовочную часть, содержание таблицы и оформляющую часть.

При проектировании форм выходной информации необходимо учитывать цели, для которых они предназначены, сферу и особенно­сти их использования, периодичность получения, технические воз­можности устройств вывода информации, условия работы с доку­ментами и другие факторы.

Документопотоки. Процесс управления характеризуется наличием сложного документооборота, последовательностью прохождения до­кумента от момента выполнения первой записи до сдачи его в архив.

Документы, циркулирующие в системе управления, образуют ин­формационные потоки. Информационный поток — группа или совокуп­ность перемещаемых данных, относящихся к какому-то конкретному участку экономических расчетов. Например, поток информации, ха­рактеризующей выпуск продукции, поток информации о подетально- пооперационных нормах расхода материалов.

Потоки информации, реализующие различные функции управле­ния, весьма неоднородны по характеру содержащихся в них данных и характеризуются различными моментами. Так, выделяют внутрен­ние и внешние потоки информации. Внутренние потоки циркулиру­ют внутри предприятия и отражают производственно-хозяйственные вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальную связь отража­ют потоки информации, передаваемые с высшего уровня управления на низшие. К ним относится информация о конкретных плановых заданиях на определенный период, новых стратегических целях, об изменении приоритетов, правил, инструкций и стандартов. Горизон­тальные связи отражают обмен информацией между различными подразделениями, и связывают равноправные элементы организа­ции, обеспечивая их координацию.

Внутренние потоки в свою очередь подразделяются на потоки прямой и обратной связи. Потоки информации, циркулирующие от управляющей системы к управляемой и реализующие функции пла­нирования, контроля и регулирования, называют прямой связью (нисходящей).

Потоки обратной связи формируются в основном во время вы­полнения производственно-хозяйственных функций и передаются от управляемой системы к управляющей. С их помощью руководство узнает о положении дел на предприятии, о результатах принятых решений, о возникших трудностях и проблемах.

Внутренние потоки содержат сведения о ходе производственного процесса, состоянии оборудования, технологии, выполнении раз­личных хозяйственных операций. Часть из них носит распоряди­тельный, часть — осведомительный характер.

Внешние потоки обеспечивают обмен информацией с внешней средой. Внешними пользователями информации являются различ­ные организации, заинтересованные в получении результатной ин­формации о финансовом положении дел на предприятии. К ним от­носятся вышестоящие организации, банки, биржи, таможенные службы, налоговые органы, акционеры и инвесторы фирмы, постав­щики и потребители товаров фирмы. Средства обмена информацией с внешними организациями разнообразны: отчетность, реклама, вы­ставки продукции, социологические опросы, справки, а также раз­личные сведения.

Для создания благоприятного общественного мнения на пред­приятии создаются специальные отделы по связи с общественностью (паблик рилейшнз), которые распространяют необходимую для этого информацию.

Документооборот, охватывая всю деятельность предприятия, является фундаментом для структуризации и рационального управления объектом.

Движение документов — создание, согласование, подписание, исполнение и, наконец, списание в архив — должно соответствовать схеме функционирования предприятия и отражать его управленче­скую иерархию.

Таким образом, при разработке системы документооборота еще на этапах предпроектного обследования и построения функциональных моделей выстраивается логика и проверяется целостность важнейших элементов функционирования предприятия — его структура и произ­водственно-технологический цикл. Без этого невозможна дальнейшая работа по построению эффективно работающей ИС.

В основе деятельности предприятия лежит документированность всех управленческих процессов. Начало работ по новой тематике, изготовление той или иной продукции, перемещение персонала — все начинается с подготовки документов: приказов, договоров, слу­жебных записок, писем.

Документ, как правило, возникает в ходе выполнения каких-то производственных процессов в различных подразделениях экономи­ческого объекта. В его составлении могут участвовать различные ис­полнители многих подразделений. Например, изменение должност­ного оклада сотрудника происходит в соответствии с приказом о его перемещении по должностной лестнице. Значит, модуль автоматиза­ции бухгалтерии должен «видеть» приказ, созданный в системе управ­ления персоналом, для расчета новой заработной платы сотруднику.

Должностное лицо занимает в структуре организации вполне оп­ределенное место, и соответственно этому месту определяются его права доступа к тем или иным документам и функциям, в частности, в автоматизированной системе документооборота. Изменение его служебного положения инициируется появлением приказа о его пе­ремещении в системе документооборота, что должно быть отражено в системе управления персоналом, а затем «отработано» системой документооборота — статус и права данного сотрудника при доступе к документам и функциям должны быть приведены в соответствие с его новой ролью.

Таким образом, для интеграции всех подсистем ИС в единый комплекс необходимым условием является доступ подсистем к нуж­ным документам или их частям. Неважно, на каком производствен­ном участке предприятия начинается работа с документом — он дол­жен быть «виден» тем модулям информационной системы, которым это необходимо для реализации своих производственных функций.

На российском рынке предлагается достаточно широкий выбор при­кладных программ для автоматизации управления документооборотом.

Программа «1С: Электронный документооборот» предназна­чается для автоматизации движения в организации потоков докумен­тов, их обработки и хранения. Программа позволяет разработать шаблоны документов и установить правила их заполнения пользова­телями, формализовать жизненные циклы документов, установить маршрутные схемы прохождения документов, контролировать работу исполнителей и выполнение ими временных графиков, обеспечить конфиденциальное хранение и обработку документов на рабочем месте, автоматизировать большую часть рутинных операций при со­ставлении документов, отправлять и принимать документы, вести хранилище документов и обрабатывать их.

Программой «1С: Электронная почта» можно принимать и отправлять обычные сообщения. Этой же программой осуществляет­ся перенос папки с документами в базу данных.

В программе «ГАЛАКТИКА» модуль «Управление документо­оборотом» предназначен для учета, хранения и обработки докумен­тов (договоров, писем, приказов, протоколов совещаний и т. д.) в электронной форме.

Система автоматизации документооборота «Документ-2000» — ядро для создания корпоративных информационных систем крупных российских предприятий. Возможности технологий Oracle, отсутст­вие ограничений на объем хранимых данных, эффективные меха­низмы поиска, встроенные функции, высокий уровень защиты ин­формации — все это обеспечивает поддержку корпоративных ин­формационных систем без ограничения масштаба предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: