Высшего профессионального образования 13 страница

Помимо выполнения принципа адаптивности созданная техно­логия должна удовлетворять и классическим условиям проектиро­вания любой информационной системы: функциональной полноте, своевременности предоставления данных, технической надежности и информационной достоверности, эргономической рациональности и экономической эффективности. В отношении классификации ИС автоматизации управления может рассматриваться и как информа­ционно-советующая.

При создании сложных открытых социально-экономических сис­тем, работы по проектированию, безусловно, многократно услож­няются. Возникает необходимость создавать модель соответствия организационного поведения организации (компании), как системы открытой, поддерживающей благоприятные отношения с внешним окружением. Основная ответственность, сложность и трудоемкость работ ложится на предпроектное обследование, где изучению и ана­лизу всех аспектов функционирования, как действующей, так и вновь создаваемой системы управления, например компании, должно быть уделено основное внимание. Такая работа обычно включает: определение будущего состояния компании — формулируются цели, описывается «образ» будущей компании, ведется разработка биз­нес-модели компании и системы согласованных бизнес-процессов для достижения сформулированных целей (моделирование работ, структур для их выполнения, спецификация работ, инструкций, коммуникаций и т.п.); разработку системы управления и оценок, механизма принятия решений, системы показателей оценки и кон­троля; разработку системы ценностей и убеждений сотрудников и механизмов их формирования; диагностику и анализ текущего состоя­ния организации управленческих процессов в компании; окончатель­ное формирование целей для осуществления перехода от сущест­вующей к вновь создаваемой системе управления на базе новых ме­тодических подходов и ИТ.

Проведенный тщательный анализ позволит перейти к последую­щему моделированию бизнес-процессов, необходимому для эффек­тивного внедрения ИТ-решений. В связи с тем, что любая промыш­ленная ERP-система предлагает множество модулей для внедрения (планирование продаж, планирование производства, управление за­пасами, финансовый модуль и т.п.), то выбранная в качестве ядра будущего решения ИТ-платформа позволит связать в единый ком­плекс существующие программные приложения, осуществить пере­ход от старых компонент к модулям новой системы, а также оста­вить ее открытой для дальнейшей интеграции новых приложений. Безусловно, создание и функционирование такой системы — про­цесс итерационный и потребует постоянной корректировки, обнов­ления, поэтому организация (компания) должна располагать ресур­сами: информацией, квалифицированным персоналом, инструмен­тарием (методика, программное обеспечение и др.).

Тема 11. Роль и место специалиста-менеджера на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы.

Предъявляемые к ИС высокие потребительские требования в части функциональной наполненности и технологического испол­нения предполагают обязательное участие заказчика (пользователя системы) в процессе ее создания, внедрения и эксплуатации. Осо­бенно необходимым представляется соблюдение условий предос­тавления заказчиком на стадии предпроектного обследования орга­низации, предприятия, фирмы всей необходимой информации о предварительных исследованиях, связанных с построением бизнес- процессов решаемых задач. Однако этим участие заказчика не ог­раничивается. Отношения сотрудничества предполагают непосред­ственное его участие в процессе постановки задач на каждом рабо­чем месте исполнителя. Прежде чем разрабатывать математическую модель и блок-схемы программ, специалисты-проектировщики долж­ны прийти с заказчиком к однозначному согласию по следующим вопросам: о составе и стоимости оборудования, на котором будет реализовываться система; необходимом и достаточном объеме ин­формации, который придется обрабатывать в процессе эксплуата­ции системы; требуемом количестве и профессиональном составе служащих и специалистов; способах представления входных и резуль­татных данных, содержании накапливаемой в базе данных информа­ции, а также составе и числе ее носителей; об объеме финансовых, трудовых и материальных затрат, необходимых для бесперебойного и эффективного функционирования системы. Одновременно уже на стадии проектирования происходит обучение и психологическая подготовка персонала фирмы к работе в условиях автоматизации. Технология обработки информации и должностные инструкции уча­стников технологического процесса разрабатываются и утверждаются на этапе рабочего проектирования, при этом их содержание и формы представления обязательно обсуждаются с пользователями.

Конкретизация задач и описание предметной технологии в основ­ном должна лечь на плечи заказчика. Постановщики задач — пользо­ватели разрабатывают информационную модель, раскрывающую по­следовательность обработки данных и структуру взаимосвязи между ними. Необходимую конфигурацию компьютерной сети проекти­ровщики определяют, ориентируясь на потребности этой модели.

Наиболее важным моментом в постановке управленческих задач следует назвать целеполагание, которое должно быть выполнено на первом этапе проектирования системы. Декомпозиция целей в структуре управления микроэкономическими объектами является основанием для распределения функций между различными рабо­чими местами.

От специалистов организации-заказчика зависит, в каком виде будет выдаваться результат по каждой задаче: как набор информа­ции рекомендательного характера, как описание возможных аль­тернатив решения задачи либо, в случае принятия того или иного решения, как сценарий возможных ситуаций. Например, в экс­пертных системах вырабатываются решения без непосредственного участия пользователя-менеджера. По сути дела такие системы ак­кумулируют в виде базы знаний управленческий опыт многих про­фессионалов-менеджеров. Недостатками таких систем можно на­звать их сложность и дороговизну.

В связи с переходом на бизнес-процессный принцип управле­ния квалифицированные пользователи со стороны организации- заказчика (специалисты, менеджеры, экономисты) нередко прини­мают самое активное участие в описании и графическом представ­лении документооборотов по известным им направлениям деятель­ности организации. В связи с тем, что документооборот отражает всю специфику движения информации по конкретным функцио­нальным направлениям деятельности, применение объектных и объектно-функциональных методов структурного анализа для моде­лирования и графического представления управленческих процес­сов становится необходимым.

Как правило, специалисты-менеджеры совместно с разработчи­ками ИС и ИТ для описания выполняемых системой функций и информационных связей применяют методы построения диаграмм потоков данных DFD (Data Flow Diagrams).

Построенные в ходе анализа управленческой деятельности ор­ганизации модели на стадии проектирования ИС будут расширены, дополнены диаграммами структуры программного обеспечения (архи­тектурой ПО, структурными схемами программ и диаграмм экранных форм), которые в совокупности дадут полное описание ИС независи­мо от того, является ли она существующей или разрабатываемой.

Формулирование потребительских свойств ИС — одна из обязан­ностей заказчика. Рассмотрим важнейшие из них.

Функциональная полнота — свойство, обозначающее наиболее полный состав списка задач, поддающихся решению с помощью компьютерной технологии. Таким образом, это понятие выражает степень и уровень автоматизации управленческих процессов на дан­ном предприятии с использованием ИС.

Своевременность характеризует временные свойства ИС и ИТ и имеет количественное выражение в виде суммарного времени за­держки информации, необходимой пользователю в текущий момент времени в реальных условиях для принятия решений. Чем меньше величина временной задержки поступления информации, тем лучше ИС отвечает данному требованию. Для автоматизированной систе­мы управленческой деятельности этот показатель может сыграть определяющую роль при оценке приемлемости ИТ для конкретной организации, так как подавляющая часть тактических решений, на­пример, в торговом деле, финансовых ситуациях должна прини­маться в режиме реального времени.

Общий показатель надежности ИС концентрирует в себе ряд важных характеристик: частоту возникновения сбоев в техническом обеспечении; степень адекватности математических моделей; вери­фикационную чистоту программ; относительный уровень достовер­ности информации; интегрированный показатель надежности эрго­номического обеспечения ИС.

Адаптационные свойства системы отражают ее способность при­спосабливаться к изменению окружающего внешнего фона и внут­ренней управленческой и производственной среды организации. Важной количественной характеристикой является время адаптации ИС, т.е. период, необходимый для восстановления приемлемого уровня адаптивности компьютерных моделей. В течение такого пе­риода степень доверия к результатной информации, т.е. к «советам» компьютера резко падает. Важная задача заказчика — сформулиро­вать на этапе проектирования границы допущения отклонений в значениях управляющих и выходных параметров, имеющих прин­ципиальное значение для функционирования всей системы. Время адаптации также должно быть заранее оговорено. Затраты на обес­печение адекватности должны, во-первых, поддаваться расчетной оценке, а во-вторых, не слишком влиять на эффективность работы ИТ управления организацией. Кроме математической, параметри­ческой и программной адаптивности ИС должна обладать свойст­вом технической и организационной адаптивности, позволяющим оперативно и без больших затрат модернизировать эксплуатируе­мую версию системы для работы на новом оборудовании или в но­вых рыночных условиях. Такой уровень адаптации достигается пу­тем обеспечения:

· инвариантности к составу и архитектуре технических средств, набору функций и решаемых функциональных задач, типу организации управленческой деятельности;

· независимости от периода прогнозирования и планирования;

· возможности наращивания ИС за счет включения новых про­граммных модулей или совершенствования действующих;

· экспертных свойств и максимальной вариабельности реше­ний на этапе проектирования.

Экономическая эффективность определяется в нескольких ас­пектах: как соотношение между затратами и получаемым результа­том, как степень достижения поставленной перед ИС управления организацией цели и как результат сравнения экономических пока­зателей деятельности управленческих служб, выявленных на этапе предпроектного обследования организации, с аналогичными пока­зателями в условиях применения внедренной ИТ.

Отсюда следует, что роль пользователя на стадии ввода в дейст­вие ИТ управления еще значительнее, чем на предыдущих ступенях ее создания. Ответственность заказчика возрастает, ибо он заинтере­сован во всесторонней проверке работоспособности системы, учи­тывая необходимость дальнейшей самостоятельной эксплуатации всех видов обеспечения ИТ и ИС в целом. Кроме того, на нем лежит обязанность по наполнению банка данных реальной информацией и ответственность за ее достоверность. Особенно это касается спе­циалистов, работающих с условно-постоянной, нормативно-спра­вочной информацией. Текущая же переменная информация будет корректироваться по ходу функционирования системы.

При создании и функционировании ИС придается большое значение вопросам кодирования информации. Комплексная авто­матизация задач управления предусматривает использование раз­личных классификаторов: общероссийских, отраслевых, региональ­ных и локальных. Немаловажным фактором является комплексное использование классификаторов различными службами при реше­нии экономических задач. Конечная цель применения классифика­торов заключается в создании справочно-нормативной базы дан­ных, памяти информационных систем, используемой для решения различных экономических задач. Поэтому умение специалистов ра­ботать с классификаторами и справочниками является определяю­щим в использовании ИТ.

Большая роль отводится пользователю при анализе разработан­ных документов. Важны рекомендации пользователей при изучении возможности замены применяемых форм документов унифициро­ванными. Если такая возможность не предоставляется, то осущест­вляется на стадии апробации системы разработка форм новых пер­вичных документов, т.е. замена действующих документов новыми, приспособленными к автоматизированной обработке. Эта работа вы­полняется специалистами — разработчиками ИТ совместно с эконо­мистами-пользователями. Руководствуясь целями управления, про­исходит определение состава реквизитов, включаемых в документ.

При внедрении типовых проектных решений изучается воз­можность применения типовых форм сводок в ранее разработан­ных проектах.

Как правило, с учетом рекомендаций пользователей произво­дится привязка типовых форм вывода к конкретным условиям. Оп­ределяется состав нужных организации сводок, составление кото­рых не предусмотрено проектом. В таком случае составляется инди­видуальный проект, ведется разработка всех выходных документов, как внешних, так и внутренних. Для этого определяется состав вы­водимых на монитор ПК показателей, которые затем распределяют­ся по выходным документам в определенной последовательности, при этом учитывается состав используемых и хранящихся в базе данных сведений.

Применение видеотерминальных устройств для отражения сво­док на экране дисплея предъявляет к составлению форм докумен­тов те же общие требования, но учитываются такие характеристики, как код формата, число строк в кадре, число символов в строке, информационная емкость экрана (знаков), набор воспроизводимых знаков (до 256 символов). Выбор конкретного формата выводимой информации производится с учетом указанных требований.

Итогом ввода в действие ИС и ИТ является передача заказчику пакета организационно-распорядительной документации, которая должна быть тщательно проанализирована и изучена исполнителя­ми, а при необходимости возвращена разработчикам на доработку.

Таким образом, функция заказчика и в период проведения приемо-сдаточных испытаний ИС и ИТ оказывается не менее ответ­ственной.

Итак, активное и непосредственное участие пользователя ИС управления на протяжении всего жизненного цикла системы явля­ется обязательным условием ее успешного внедрения и дальнейше­го функционирования.

Декомпозиция ИС на отдельные относительно обособленные с точки зрения практических приложений части позволяет осущест­вить модульный принцип построения ИТ. Единичный структурно- функциональный элемент ИС рассматривается как задача (рис. 11.1). Такой подход обеспечивает разработчику возможность распаралле­ливать работы в ходе написания, отладки и внедрения отдельных программных модулей, входящих в ИТ. Главная проблема здесь — учесть все возможные взаимосвязи между задачами и построить на их основе полную и непротиворечивую информационную модель управленческой деятельности организации.

В общем виде постановка задачи состоит из четырех принципи­ально важных компонентов:

· организационно-экономической схемы и ее описания;

· свода применяемых математических моделей;

· описания вычислительных алгоритмов;

· концепции построения информационной модели системы.

Постановка каждой отдельной задачи документально оформля­ется в виде соответствующего определенного раздела технорабочего проекта и занимает значительную часть общего времени оригиналь­ного, т.е. ориентированного на конкретные условия и нестандарт­ные решения, проектирования ИТ. Так, разработка организационно- экономической схемы предполагает конкретизацию основных харак­теристик задачи: формулировки стратегической цели и обоснования критериев оптимизации; содержания отдельных этапов выполняе­мых практиками работ для решения данной проблемы и места осу­ществляющих эти работы подразделений; технологии документо­оборота; направления трудозатрат; структуры управления и назначения каждого управленческого звена; вычисления ресурсных и временных ограничений по видам и т.п.

Рис. 11.1. Состав задачи для постановки единичного структурно-функционального элемента ИС

Для построения таких схем необходимо воспользоваться ин­формацией, предоставляемой исполнителем работ, включаемой в ТЭО и в техническое задание; разработать методики расчета пока­зателей, основываясь на результатах получения сведений и изуче­ния методики выполнения процедур и решения задач управления.

Математическая модель и разрабатываемые на ее основе алго­ритмы должны удовлетворять трем требованиям: определенности (однозначности), инвариантности по отношению к различным аль­тернативным ситуациям в задаче и результативности (возможности ее решения за конечное число шагов). Результатом алгоритмизации является логически построенная и отлаженная блок-схема.

Наконец, разработка информационной концепции предполагает определение реквизитов входных и выходных форм, их расположения и взаимосвязи, носителей исходных и результатных данных, состава нормативно-справочной информации, способов информационного взаимодействия разных задач, сроков и периодичности представле­ния и получения данных, а также построение графа взаимосвязи показателей, имеющих отношение к данной задаче; создается ин­формационная модель конкретной предметной области. Единичный фрагмент этой модели отражает один выходной и несколько вход­ных показателей, исчисляемых на основе расчетных формул.

Несмотря на преимущественную ориентацию на решение задач автоматизации управленческой деятельности на уровне отдельной организации, разработчику всегда нужно помнить об универсализа­ции проектных решений в данной области, что обусловливается тре­бованиями экономической реальности. Сегодня происходят про­цессы укрупнения и объединения, зачастую различных по природе организационно-экономических объектов. Поэтому технология со­вершенствования управленческих решений за счет автоматизации сбора, передачи, хранения, обработки и выдачи данных должна подчиняться определенным правилам и стандартным схемам. Осо­бенно важно соблюдать единство подхода в решении управленче­ских задач на техническом и математико-алгоритмическом уровнях. Применение общетеоретических принципов обеспечивает в таком случае единство и совместимость систем обработки информации на разных уровнях управления и в различных звеньях технологической цепочки. Основой для проектирования ИС и ИТ в управлении дол­жен быть системный принцип, позволяющий охватывать большин­ство проблем автоматизации этой сферы деятельности на этапе по­становок задач и выбора экономико-математических методов, мо­делей их решения.

Постановка задачи начинается на предпроектной, а завершается на стадии технического проектирования, причем в этой работе главная роль принадлежит специалисту — пользователю системы. Главные обязанности постановщика — заложить основы для проек­тирования математического и информационного обеспечения, разра­ботки идеологии технического и программного обеспечения, созда­ния концепции организационного и эргономического обеспечения применительно к каждому АРМ специалиста, ИС и ИТ в целом. Таким образом, принципы функционирования будущей автомати­зированной системы, структура модульных связей и состав ее под­систем определяются уже на данном этапе.

Постановка задачи требует от пользователя не только профес­сиональных знаний предметной области, для которой выполняется постановка, но и владения основами компьютерных информацион­ных технологий. Ошибки пользователя на этапе постановки задачи увеличиваются в сотни и даже тысячи раз по своим последствиям (в зависимости от масштаба системы), если их обнаружат на конеч­ных фазах создания или использования прикладного программного продукта. Объясняется это тем, что каждый из последующих участ­ников создания прикладных программ не располагает информаци­ей, необходимой для исправления содержательных ошибок.

Создание программного продукта может вестись и самим поль­зователем, причем это можно считать более предпочтительным ва­риантом в отношении простоты построения программы. Вместе с тем с позиции профессиональных программистов, такие программы могут содержать большое число погрешностей, поскольку они ме­нее эффективны по машинным ресурсам, быстродействию и мно­гим другим традиционным критериям.

В настоящее время автоматизация управления все больше ориен­тируется на процессный подход к проектированию, на замену бумаж­ных документопотоков электронным документооборотом. В таких случаях при проектировании на предпроектной его стадии полез­ным оказывается привлечение к анализу существующих вариантов реализации конкретных управленческих функций, решаемых задач, описанию действующих информационных потоков квалифициро­ванных специалистов конкретной функциональной и профессио­нальной направленности (финансовых менеджеров, маркетологов, бухгалтеров и других специалистов), которые совместно с разработ­чиками ИС и ИТ и под их руководством повысят результативность выполнения работ. Анализу обычно предшествуют декомпозиция рассматриваемых процессов, их ранжирование по этапам выполне­ния, а затем с использованием DFD-метода описание потоков дан­ных в виде диаграмм, которые строятся, как правило, с применением нотаций.

В диаграммах отражаются потоки информации в виде поимено­ванных стрелок, процессы с указанием их номеров и наименований, накопление и хранение информации с указанием номера и наиме­нования хранилища, а внешние источники с указанием их номера и наименования. Пример фрагмента такой диаграммы представлен на рис. 11.2.

Описанные процессы и диаграммы, сопровождаемые детальными спецификациями, в дальнейшем используются при проектировании баз данных и прикладного программного обеспечения.

Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые программные пакеты, по своим функциям удовлетворяющие его потребности, ориентированные на определенные виды деятельно­сти (сбыт, производство, снабжение, финансы), уровни управления (стратегический, тактический, оперативный), контур управления (планирование, оперативное управление, учет и контроль, анализ). Такое направление является на сегодня ведущим в сфере компью­теризации и информатизации обслуживания пользователей. Нередко оно дополняется разработкой оригинальных прикладных про­грамм, однако в любом случае постановка задач требуется.

Рис. 11.2. Пример построения диаграммы потоков данных

Постановка и дальнейшая компьютерная реализация задач тре­бует усвоения основных понятий, касающихся теоретических основ информационных технологий, к которым относятся:

· свойства, особенности и структура экономической информации;

· условно-постоянная информация, ее роль и назначение;

· носители информации, макет машинного носителя;

· средства формализованного описания информации;

· алгоритм, его свойства и формы представления;

· назначение и способы контроля входной и результатной ин­формации;

· состав и назначение устройств компьютера;

· состав программных средств, назначение операционных сис­тем, пакетов прикладных программ (ППП), интегрированных, специализированных пакетов программ типа АРМ менеджера, АРМ руководителя, АРМ финансиста, АРМ бухгалтера и т.п.

При описании постановок задач указываются их объемные ха­рактеристики. Они отражают объемы входной и выходной инфор­мации (количество документов, строк, знаков, обрабатываемых в единицу времени), временные особенности поступления, обработки и выдачи информации. Важной является выверка точности и пол­ноты названий всех информационных единиц и их совокупностей.

В условиях автоматизированной обработки, кроме первичных для восприятия наименований реквизитов в документах (наимено­вания граф, строк), используются нетрадиционные формы пред­ставления информации. Четкость наименований информационных совокупностей и их идентификации, устранение синонимов и амонимов в названиях реквизитов и экономических показателей обес­печивают более высокое качество результатов обработки. Полное название показателя в сложных формах может складываться из на­званий строк, граф и элементов заголовочной части документа. Для количественных и стоимостных реквизитов указывается единица измерения. Описание показателей и реквизитов какого-либо доку­мента требует, как правило, их соотнесения с местом и временем отражаемых экономических процессов. Поэтому пользователь дол­жен помнить о необходимости включения в описания соответст­вующих сведений, имеющих место, как правило, в заголовочной части документа (наименование или код организации, дата выписки документа и т.д.).

Для каждого вида входной и выходной информации дается опи­сание всех ее элементов, участвующих в автоматизированной обра­ботке. Описание строится в виде таблицы, в которой присутствуют наименование элемента информации (реквизита), его идентифика­тор, максимальная разрядность.

Наименование реквизитов должно соответствовать помещенным в документе. Не допускаются даже мелкие погрешности в наимено­ваниях реквизитов, так как в принятой редакции закладывается сло­варь информационных структур будущей автоматизированной тех­нологии обработки.

Идентификаторпредставляет собой условное обозначение, с помощью которого можно оперировать значением реквизита в базе данных, он может строиться по мнемоническому принципу, ис­пользоваться для записи алгоритма и представлять собой сокращен­ное обозначение полного наименования реквизита. Идентификатор должен начинаться только с алфавитных символов, хотя может включать и алфавитно-цифровые символы (общее их количество обычно регламентировано).

Разрядность реквизитов необходима для расчета объема занимае­мой памяти и указывается количеством знаков (алфавитных, цифро­вых, алфавитно-цифровых значений реквизитов).

Постановка задачи выполняется в соответствии с планом. Приве­дем пример одного из возможных его вариантов.

План постановки задачи

1. Организационно-экономическая сущность задачи:

· наименование задачи;

· место решения;

· цель решения;

· назначение (для каких объектов, подразделений, пользователей предназначена);

· периодичность решения и требования к срокам решения;

· источники и способы получения данных;

· потребители результатной информации и способы ее отправки;

· информационная связь с другими задачами.

2. Описание исходной (входной) информации:

· перечень исходной информации;

· формы представления (документ) по каждой позиции переч­ня; примеры заполнения документов;

· количество формируемых документов (информации) в едини­цу времени, количество строк в документе (массиве);

· описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита);

· точное и полное наименование каждого реквизита документа, идентификатор, максимальная разрядность в знаках;

· способы контроля исходных данных;

· контроль разрядности реквизита;

· контроль интервала значений реквизита;

· контроль соответствия списку значений;

· балансовый или расчетный метод контроля количественных значений реквизитов;

· метод контроля с помощью контрольных сумм и любые дру­гие возможные способы контроля.

3. Описание результатной (выходной) информации:

· перечень результатной информации;

· формы представления (печатная сводка, видеограмма, машин­ный носитель и его макет и т.д.);

· периодичность и сроки представления;

· количество формируемых документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);

· перечень пользователей результатной информации (подразде­ление и персонал);

· перечень регламентной и запросной информация;

· описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита) по аналогии с исходными данными;

· способы контроля результатной информации;

· контроль разрядности;

· контроль интервала значений реквизита;

· контроль соответствия списку значений;

· балансовый или расчетный метод контроля отдельных пока­зателей;

· метод контроля с помощью контрольных сумм и любые дру­гие возможные способы контроля.

4. Описание алгоритма решения задачи (последовательности дей­ствий и логики решения задачи):

· описание способов формирования результатной информации, с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;

· описание связей между частями, операциями, формулами ал­горитма;

· требования к порядку расположения (сортировке) ключевых (главных) признаков в выходных документах, видеограммах и т.п., например, по возрастанию значений табельных номеров.

Алгоритм должен учитывать общие и все частные случаи реше­ния задачи. При составлении алгоритма следует использовать ус­ловные обозначения (идентификаторы) реквизитов, присвоенные элементам исходной и результатной информации. Допускается опи­сание алгоритма в виде поясняющего текста. Необходимо преду­смотреть контроль вычислений на отдельных этапах, операциях вы­полнения алгоритма. При этом указываются контрольные соотно­шения, которые позволяют выявить ошибки.

5. Описание используемой условно-постоянной информации:

· перечень условно-постоянной информации (классификато­ров, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований);

· формы представления;

· описание структурных единиц информации (по аналогии с ис­ходными записями);

· способы взаимодействия с переменной информацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: