Помимо выполнения принципа адаптивности созданная технология должна удовлетворять и классическим условиям проектирования любой информационной системы: функциональной полноте, своевременности предоставления данных, технической надежности и информационной достоверности, эргономической рациональности и экономической эффективности. В отношении классификации ИС автоматизации управления может рассматриваться и как информационно-советующая.
При создании сложных открытых социально-экономических систем, работы по проектированию, безусловно, многократно усложняются. Возникает необходимость создавать модель соответствия организационного поведения организации (компании), как системы открытой, поддерживающей благоприятные отношения с внешним окружением. Основная ответственность, сложность и трудоемкость работ ложится на предпроектное обследование, где изучению и анализу всех аспектов функционирования, как действующей, так и вновь создаваемой системы управления, например компании, должно быть уделено основное внимание. Такая работа обычно включает: определение будущего состояния компании — формулируются цели, описывается «образ» будущей компании, ведется разработка бизнес-модели компании и системы согласованных бизнес-процессов для достижения сформулированных целей (моделирование работ, структур для их выполнения, спецификация работ, инструкций, коммуникаций и т.п.); разработку системы управления и оценок, механизма принятия решений, системы показателей оценки и контроля; разработку системы ценностей и убеждений сотрудников и механизмов их формирования; диагностику и анализ текущего состояния организации управленческих процессов в компании; окончательное формирование целей для осуществления перехода от существующей к вновь создаваемой системе управления на базе новых методических подходов и ИТ.
|
|
Проведенный тщательный анализ позволит перейти к последующему моделированию бизнес-процессов, необходимому для эффективного внедрения ИТ-решений. В связи с тем, что любая промышленная ERP-система предлагает множество модулей для внедрения (планирование продаж, планирование производства, управление запасами, финансовый модуль и т.п.), то выбранная в качестве ядра будущего решения ИТ-платформа позволит связать в единый комплекс существующие программные приложения, осуществить переход от старых компонент к модулям новой системы, а также оставить ее открытой для дальнейшей интеграции новых приложений. Безусловно, создание и функционирование такой системы — процесс итерационный и потребует постоянной корректировки, обновления, поэтому организация (компания) должна располагать ресурсами: информацией, квалифицированным персоналом, инструментарием (методика, программное обеспечение и др.).
|
|
Тема 11. Роль и место специалиста-менеджера на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы.
Предъявляемые к ИС высокие потребительские требования в части функциональной наполненности и технологического исполнения предполагают обязательное участие заказчика (пользователя системы) в процессе ее создания, внедрения и эксплуатации. Особенно необходимым представляется соблюдение условий предоставления заказчиком на стадии предпроектного обследования организации, предприятия, фирмы всей необходимой информации о предварительных исследованиях, связанных с построением бизнес- процессов решаемых задач. Однако этим участие заказчика не ограничивается. Отношения сотрудничества предполагают непосредственное его участие в процессе постановки задач на каждом рабочем месте исполнителя. Прежде чем разрабатывать математическую модель и блок-схемы программ, специалисты-проектировщики должны прийти с заказчиком к однозначному согласию по следующим вопросам: о составе и стоимости оборудования, на котором будет реализовываться система; необходимом и достаточном объеме информации, который придется обрабатывать в процессе эксплуатации системы; требуемом количестве и профессиональном составе служащих и специалистов; способах представления входных и результатных данных, содержании накапливаемой в базе данных информации, а также составе и числе ее носителей; об объеме финансовых, трудовых и материальных затрат, необходимых для бесперебойного и эффективного функционирования системы. Одновременно уже на стадии проектирования происходит обучение и психологическая подготовка персонала фирмы к работе в условиях автоматизации. Технология обработки информации и должностные инструкции участников технологического процесса разрабатываются и утверждаются на этапе рабочего проектирования, при этом их содержание и формы представления обязательно обсуждаются с пользователями.
Конкретизация задач и описание предметной технологии в основном должна лечь на плечи заказчика. Постановщики задач — пользователи разрабатывают информационную модель, раскрывающую последовательность обработки данных и структуру взаимосвязи между ними. Необходимую конфигурацию компьютерной сети проектировщики определяют, ориентируясь на потребности этой модели.
Наиболее важным моментом в постановке управленческих задач следует назвать целеполагание, которое должно быть выполнено на первом этапе проектирования системы. Декомпозиция целей в структуре управления микроэкономическими объектами является основанием для распределения функций между различными рабочими местами.
От специалистов организации-заказчика зависит, в каком виде будет выдаваться результат по каждой задаче: как набор информации рекомендательного характера, как описание возможных альтернатив решения задачи либо, в случае принятия того или иного решения, как сценарий возможных ситуаций. Например, в экспертных системах вырабатываются решения без непосредственного участия пользователя-менеджера. По сути дела такие системы аккумулируют в виде базы знаний управленческий опыт многих профессионалов-менеджеров. Недостатками таких систем можно назвать их сложность и дороговизну.
В связи с переходом на бизнес-процессный принцип управления квалифицированные пользователи со стороны организации- заказчика (специалисты, менеджеры, экономисты) нередко принимают самое активное участие в описании и графическом представлении документооборотов по известным им направлениям деятельности организации. В связи с тем, что документооборот отражает всю специфику движения информации по конкретным функциональным направлениям деятельности, применение объектных и объектно-функциональных методов структурного анализа для моделирования и графического представления управленческих процессов становится необходимым.
|
|
Как правило, специалисты-менеджеры совместно с разработчиками ИС и ИТ для описания выполняемых системой функций и информационных связей применяют методы построения диаграмм потоков данных DFD (Data Flow Diagrams).
Построенные в ходе анализа управленческой деятельности организации модели на стадии проектирования ИС будут расширены, дополнены диаграммами структуры программного обеспечения (архитектурой ПО, структурными схемами программ и диаграмм экранных форм), которые в совокупности дадут полное описание ИС независимо от того, является ли она существующей или разрабатываемой.
Формулирование потребительских свойств ИС — одна из обязанностей заказчика. Рассмотрим важнейшие из них.
Функциональная полнота — свойство, обозначающее наиболее полный состав списка задач, поддающихся решению с помощью компьютерной технологии. Таким образом, это понятие выражает степень и уровень автоматизации управленческих процессов на данном предприятии с использованием ИС.
Своевременность характеризует временные свойства ИС и ИТ и имеет количественное выражение в виде суммарного времени задержки информации, необходимой пользователю в текущий момент времени в реальных условиях для принятия решений. Чем меньше величина временной задержки поступления информации, тем лучше ИС отвечает данному требованию. Для автоматизированной системы управленческой деятельности этот показатель может сыграть определяющую роль при оценке приемлемости ИТ для конкретной организации, так как подавляющая часть тактических решений, например, в торговом деле, финансовых ситуациях должна приниматься в режиме реального времени.
|
|
Общий показатель надежности ИС концентрирует в себе ряд важных характеристик: частоту возникновения сбоев в техническом обеспечении; степень адекватности математических моделей; верификационную чистоту программ; относительный уровень достоверности информации; интегрированный показатель надежности эргономического обеспечения ИС.
Адаптационные свойства системы отражают ее способность приспосабливаться к изменению окружающего внешнего фона и внутренней управленческой и производственной среды организации. Важной количественной характеристикой является время адаптации ИС, т.е. период, необходимый для восстановления приемлемого уровня адаптивности компьютерных моделей. В течение такого периода степень доверия к результатной информации, т.е. к «советам» компьютера резко падает. Важная задача заказчика — сформулировать на этапе проектирования границы допущения отклонений в значениях управляющих и выходных параметров, имеющих принципиальное значение для функционирования всей системы. Время адаптации также должно быть заранее оговорено. Затраты на обеспечение адекватности должны, во-первых, поддаваться расчетной оценке, а во-вторых, не слишком влиять на эффективность работы ИТ управления организацией. Кроме математической, параметрической и программной адаптивности ИС должна обладать свойством технической и организационной адаптивности, позволяющим оперативно и без больших затрат модернизировать эксплуатируемую версию системы для работы на новом оборудовании или в новых рыночных условиях. Такой уровень адаптации достигается путем обеспечения:
· инвариантности к составу и архитектуре технических средств, набору функций и решаемых функциональных задач, типу организации управленческой деятельности;
· независимости от периода прогнозирования и планирования;
· возможности наращивания ИС за счет включения новых программных модулей или совершенствования действующих;
· экспертных свойств и максимальной вариабельности решений на этапе проектирования.
Экономическая эффективность определяется в нескольких аспектах: как соотношение между затратами и получаемым результатом, как степень достижения поставленной перед ИС управления организацией цели и как результат сравнения экономических показателей деятельности управленческих служб, выявленных на этапе предпроектного обследования организации, с аналогичными показателями в условиях применения внедренной ИТ.
Отсюда следует, что роль пользователя на стадии ввода в действие ИТ управления еще значительнее, чем на предыдущих ступенях ее создания. Ответственность заказчика возрастает, ибо он заинтересован во всесторонней проверке работоспособности системы, учитывая необходимость дальнейшей самостоятельной эксплуатации всех видов обеспечения ИТ и ИС в целом. Кроме того, на нем лежит обязанность по наполнению банка данных реальной информацией и ответственность за ее достоверность. Особенно это касается специалистов, работающих с условно-постоянной, нормативно-справочной информацией. Текущая же переменная информация будет корректироваться по ходу функционирования системы.
При создании и функционировании ИС придается большое значение вопросам кодирования информации. Комплексная автоматизация задач управления предусматривает использование различных классификаторов: общероссийских, отраслевых, региональных и локальных. Немаловажным фактором является комплексное использование классификаторов различными службами при решении экономических задач. Конечная цель применения классификаторов заключается в создании справочно-нормативной базы данных, памяти информационных систем, используемой для решения различных экономических задач. Поэтому умение специалистов работать с классификаторами и справочниками является определяющим в использовании ИТ.
Большая роль отводится пользователю при анализе разработанных документов. Важны рекомендации пользователей при изучении возможности замены применяемых форм документов унифицированными. Если такая возможность не предоставляется, то осуществляется на стадии апробации системы разработка форм новых первичных документов, т.е. замена действующих документов новыми, приспособленными к автоматизированной обработке. Эта работа выполняется специалистами — разработчиками ИТ совместно с экономистами-пользователями. Руководствуясь целями управления, происходит определение состава реквизитов, включаемых в документ.
При внедрении типовых проектных решений изучается возможность применения типовых форм сводок в ранее разработанных проектах.
Как правило, с учетом рекомендаций пользователей производится привязка типовых форм вывода к конкретным условиям. Определяется состав нужных организации сводок, составление которых не предусмотрено проектом. В таком случае составляется индивидуальный проект, ведется разработка всех выходных документов, как внешних, так и внутренних. Для этого определяется состав выводимых на монитор ПК показателей, которые затем распределяются по выходным документам в определенной последовательности, при этом учитывается состав используемых и хранящихся в базе данных сведений.
Применение видеотерминальных устройств для отражения сводок на экране дисплея предъявляет к составлению форм документов те же общие требования, но учитываются такие характеристики, как код формата, число строк в кадре, число символов в строке, информационная емкость экрана (знаков), набор воспроизводимых знаков (до 256 символов). Выбор конкретного формата выводимой информации производится с учетом указанных требований.
Итогом ввода в действие ИС и ИТ является передача заказчику пакета организационно-распорядительной документации, которая должна быть тщательно проанализирована и изучена исполнителями, а при необходимости возвращена разработчикам на доработку.
Таким образом, функция заказчика и в период проведения приемо-сдаточных испытаний ИС и ИТ оказывается не менее ответственной.
Итак, активное и непосредственное участие пользователя ИС управления на протяжении всего жизненного цикла системы является обязательным условием ее успешного внедрения и дальнейшего функционирования.
Декомпозиция ИС на отдельные относительно обособленные с точки зрения практических приложений части позволяет осуществить модульный принцип построения ИТ. Единичный структурно- функциональный элемент ИС рассматривается как задача (рис. 11.1). Такой подход обеспечивает разработчику возможность распараллеливать работы в ходе написания, отладки и внедрения отдельных программных модулей, входящих в ИТ. Главная проблема здесь — учесть все возможные взаимосвязи между задачами и построить на их основе полную и непротиворечивую информационную модель управленческой деятельности организации.
В общем виде постановка задачи состоит из четырех принципиально важных компонентов:
· организационно-экономической схемы и ее описания;
· свода применяемых математических моделей;
· описания вычислительных алгоритмов;
· концепции построения информационной модели системы.
Постановка каждой отдельной задачи документально оформляется в виде соответствующего определенного раздела технорабочего проекта и занимает значительную часть общего времени оригинального, т.е. ориентированного на конкретные условия и нестандартные решения, проектирования ИТ. Так, разработка организационно- экономической схемы предполагает конкретизацию основных характеристик задачи: формулировки стратегической цели и обоснования критериев оптимизации; содержания отдельных этапов выполняемых практиками работ для решения данной проблемы и места осуществляющих эти работы подразделений; технологии документооборота; направления трудозатрат; структуры управления и назначения каждого управленческого звена; вычисления ресурсных и временных ограничений по видам и т.п.
Рис. 11.1. Состав задачи для постановки единичного структурно-функционального элемента ИС
Для построения таких схем необходимо воспользоваться информацией, предоставляемой исполнителем работ, включаемой в ТЭО и в техническое задание; разработать методики расчета показателей, основываясь на результатах получения сведений и изучения методики выполнения процедур и решения задач управления.
Математическая модель и разрабатываемые на ее основе алгоритмы должны удовлетворять трем требованиям: определенности (однозначности), инвариантности по отношению к различным альтернативным ситуациям в задаче и результативности (возможности ее решения за конечное число шагов). Результатом алгоритмизации является логически построенная и отлаженная блок-схема.
Наконец, разработка информационной концепции предполагает определение реквизитов входных и выходных форм, их расположения и взаимосвязи, носителей исходных и результатных данных, состава нормативно-справочной информации, способов информационного взаимодействия разных задач, сроков и периодичности представления и получения данных, а также построение графа взаимосвязи показателей, имеющих отношение к данной задаче; создается информационная модель конкретной предметной области. Единичный фрагмент этой модели отражает один выходной и несколько входных показателей, исчисляемых на основе расчетных формул.
Несмотря на преимущественную ориентацию на решение задач автоматизации управленческой деятельности на уровне отдельной организации, разработчику всегда нужно помнить об универсализации проектных решений в данной области, что обусловливается требованиями экономической реальности. Сегодня происходят процессы укрупнения и объединения, зачастую различных по природе организационно-экономических объектов. Поэтому технология совершенствования управленческих решений за счет автоматизации сбора, передачи, хранения, обработки и выдачи данных должна подчиняться определенным правилам и стандартным схемам. Особенно важно соблюдать единство подхода в решении управленческих задач на техническом и математико-алгоритмическом уровнях. Применение общетеоретических принципов обеспечивает в таком случае единство и совместимость систем обработки информации на разных уровнях управления и в различных звеньях технологической цепочки. Основой для проектирования ИС и ИТ в управлении должен быть системный принцип, позволяющий охватывать большинство проблем автоматизации этой сферы деятельности на этапе постановок задач и выбора экономико-математических методов, моделей их решения.
Постановка задачи начинается на предпроектной, а завершается на стадии технического проектирования, причем в этой работе главная роль принадлежит специалисту — пользователю системы. Главные обязанности постановщика — заложить основы для проектирования математического и информационного обеспечения, разработки идеологии технического и программного обеспечения, создания концепции организационного и эргономического обеспечения применительно к каждому АРМ специалиста, ИС и ИТ в целом. Таким образом, принципы функционирования будущей автоматизированной системы, структура модульных связей и состав ее подсистем определяются уже на данном этапе.
Постановка задачи требует от пользователя не только профессиональных знаний предметной области, для которой выполняется постановка, но и владения основами компьютерных информационных технологий. Ошибки пользователя на этапе постановки задачи увеличиваются в сотни и даже тысячи раз по своим последствиям (в зависимости от масштаба системы), если их обнаружат на конечных фазах создания или использования прикладного программного продукта. Объясняется это тем, что каждый из последующих участников создания прикладных программ не располагает информацией, необходимой для исправления содержательных ошибок.
Создание программного продукта может вестись и самим пользователем, причем это можно считать более предпочтительным вариантом в отношении простоты построения программы. Вместе с тем с позиции профессиональных программистов, такие программы могут содержать большое число погрешностей, поскольку они менее эффективны по машинным ресурсам, быстродействию и многим другим традиционным критериям.
В настоящее время автоматизация управления все больше ориентируется на процессный подход к проектированию, на замену бумажных документопотоков электронным документооборотом. В таких случаях при проектировании на предпроектной его стадии полезным оказывается привлечение к анализу существующих вариантов реализации конкретных управленческих функций, решаемых задач, описанию действующих информационных потоков квалифицированных специалистов конкретной функциональной и профессиональной направленности (финансовых менеджеров, маркетологов, бухгалтеров и других специалистов), которые совместно с разработчиками ИС и ИТ и под их руководством повысят результативность выполнения работ. Анализу обычно предшествуют декомпозиция рассматриваемых процессов, их ранжирование по этапам выполнения, а затем с использованием DFD-метода описание потоков данных в виде диаграмм, которые строятся, как правило, с применением нотаций.
В диаграммах отражаются потоки информации в виде поименованных стрелок, процессы с указанием их номеров и наименований, накопление и хранение информации с указанием номера и наименования хранилища, а внешние источники с указанием их номера и наименования. Пример фрагмента такой диаграммы представлен на рис. 11.2.
Описанные процессы и диаграммы, сопровождаемые детальными спецификациями, в дальнейшем используются при проектировании баз данных и прикладного программного обеспечения.
Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые программные пакеты, по своим функциям удовлетворяющие его потребности, ориентированные на определенные виды деятельности (сбыт, производство, снабжение, финансы), уровни управления (стратегический, тактический, оперативный), контур управления (планирование, оперативное управление, учет и контроль, анализ). Такое направление является на сегодня ведущим в сфере компьютеризации и информатизации обслуживания пользователей. Нередко оно дополняется разработкой оригинальных прикладных программ, однако в любом случае постановка задач требуется.
Рис. 11.2. Пример построения диаграммы потоков данных
Постановка и дальнейшая компьютерная реализация задач требует усвоения основных понятий, касающихся теоретических основ информационных технологий, к которым относятся:
· свойства, особенности и структура экономической информации;
· условно-постоянная информация, ее роль и назначение;
· носители информации, макет машинного носителя;
· средства формализованного описания информации;
· алгоритм, его свойства и формы представления;
· назначение и способы контроля входной и результатной информации;
· состав и назначение устройств компьютера;
· состав программных средств, назначение операционных систем, пакетов прикладных программ (ППП), интегрированных, специализированных пакетов программ типа АРМ менеджера, АРМ руководителя, АРМ финансиста, АРМ бухгалтера и т.п.
При описании постановок задач указываются их объемные характеристики. Они отражают объемы входной и выходной информации (количество документов, строк, знаков, обрабатываемых в единицу времени), временные особенности поступления, обработки и выдачи информации. Важной является выверка точности и полноты названий всех информационных единиц и их совокупностей.
В условиях автоматизированной обработки, кроме первичных для восприятия наименований реквизитов в документах (наименования граф, строк), используются нетрадиционные формы представления информации. Четкость наименований информационных совокупностей и их идентификации, устранение синонимов и амонимов в названиях реквизитов и экономических показателей обеспечивают более высокое качество результатов обработки. Полное название показателя в сложных формах может складываться из названий строк, граф и элементов заголовочной части документа. Для количественных и стоимостных реквизитов указывается единица измерения. Описание показателей и реквизитов какого-либо документа требует, как правило, их соотнесения с местом и временем отражаемых экономических процессов. Поэтому пользователь должен помнить о необходимости включения в описания соответствующих сведений, имеющих место, как правило, в заголовочной части документа (наименование или код организации, дата выписки документа и т.д.).
Для каждого вида входной и выходной информации дается описание всех ее элементов, участвующих в автоматизированной обработке. Описание строится в виде таблицы, в которой присутствуют наименование элемента информации (реквизита), его идентификатор, максимальная разрядность.
Наименование реквизитов должно соответствовать помещенным в документе. Не допускаются даже мелкие погрешности в наименованиях реквизитов, так как в принятой редакции закладывается словарь информационных структур будущей автоматизированной технологии обработки.
Идентификаторпредставляет собой условное обозначение, с помощью которого можно оперировать значением реквизита в базе данных, он может строиться по мнемоническому принципу, использоваться для записи алгоритма и представлять собой сокращенное обозначение полного наименования реквизита. Идентификатор должен начинаться только с алфавитных символов, хотя может включать и алфавитно-цифровые символы (общее их количество обычно регламентировано).
Разрядность реквизитов необходима для расчета объема занимаемой памяти и указывается количеством знаков (алфавитных, цифровых, алфавитно-цифровых значений реквизитов).
Постановка задачи выполняется в соответствии с планом. Приведем пример одного из возможных его вариантов.
План постановки задачи
1. Организационно-экономическая сущность задачи:
· наименование задачи;
· место решения;
· цель решения;
· назначение (для каких объектов, подразделений, пользователей предназначена);
· периодичность решения и требования к срокам решения;
· источники и способы получения данных;
· потребители результатной информации и способы ее отправки;
· информационная связь с другими задачами.
2. Описание исходной (входной) информации:
· перечень исходной информации;
· формы представления (документ) по каждой позиции перечня; примеры заполнения документов;
· количество формируемых документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
· описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита);
· точное и полное наименование каждого реквизита документа, идентификатор, максимальная разрядность в знаках;
· способы контроля исходных данных;
· контроль разрядности реквизита;
· контроль интервала значений реквизита;
· контроль соответствия списку значений;
· балансовый или расчетный метод контроля количественных значений реквизитов;
· метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
3. Описание результатной (выходной) информации:
· перечень результатной информации;
· формы представления (печатная сводка, видеограмма, машинный носитель и его макет и т.д.);
· периодичность и сроки представления;
· количество формируемых документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
· перечень пользователей результатной информации (подразделение и персонал);
· перечень регламентной и запросной информация;
· описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита) по аналогии с исходными данными;
· способы контроля результатной информации;
· контроль разрядности;
· контроль интервала значений реквизита;
· контроль соответствия списку значений;
· балансовый или расчетный метод контроля отдельных показателей;
· метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
4. Описание алгоритма решения задачи (последовательности действий и логики решения задачи):
· описание способов формирования результатной информации, с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;
· описание связей между частями, операциями, формулами алгоритма;
· требования к порядку расположения (сортировке) ключевых (главных) признаков в выходных документах, видеограммах и т.п., например, по возрастанию значений табельных номеров.
Алгоритм должен учитывать общие и все частные случаи решения задачи. При составлении алгоритма следует использовать условные обозначения (идентификаторы) реквизитов, присвоенные элементам исходной и результатной информации. Допускается описание алгоритма в виде поясняющего текста. Необходимо предусмотреть контроль вычислений на отдельных этапах, операциях выполнения алгоритма. При этом указываются контрольные соотношения, которые позволяют выявить ошибки.
5. Описание используемой условно-постоянной информации:
· перечень условно-постоянной информации (классификаторов, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований);
· формы представления;
· описание структурных единиц информации (по аналогии с исходными записями);
· способы взаимодействия с переменной информацией.