Изречения. Франкл В.: «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия»

Франкл В.: «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия».

«Нормальный человек (а также невротик на начальных эта­пах заболевания) стремится не к удовлетворению своих влече­ний и потребностей ради сохранения или восстановления ду­шевного равновесия. Изначально по крайней мере он направ­лен на осуществление смысла и реализацию ценностей, и лишь в ходе осуществления смысла и реализации ценностей он осу­ществляет и реализует самого себя».

«Логотерапия и экзистенциальный анализ пытаются бороть­ся главным образом с теми душевными расстройствами, кото­рые не относятся к разряду болезней в клиническом смысле, поскольку основное предназначение нашей "психотерапии в ду­ховном смысле" — справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед че­ловеком жизнью».

«Мы определяем ноогенный невроз как такой, который вы­зывается духовной проблемой, моральным или эстетическим конфликтом, каким может быть, например, конфликт между Супер-Эго и истинной совестью, когда последняя противосто­ит первому. Не в последнюю очередь ноогенная этиология мо­жет быть представлена экзистенциальным вакуумом, экзистен­циальной фрустрацией или фрустрацией воли к смыслу».

«Смысл не только должен, но и может быть найден, и в по­исках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть — это орган смысла. Ее можно определить как способ­ность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, ко­торый кроется в любой ситуации».

«Задача традиционной психотерапии — проявить в сознании глубинные явления душевной жизни. В противоположность это­му логотерапия стремится обратить сознание к подлинно духов­ным сущностям. Логотерапия как практика экзистенциального анализа призвана в первую очередь привести человека к осозна­нию собственной ответственности, так как осознание ответствен­ности является основой основ человеческого существования».

Контрольные вопросы

1. Против каких идей классического психоанализа выступает Франкл?

2. Что понимается под ноогенными неврозами?

3. Чем обусловлен экзистенциальный вакуум и к чему он ведет?

4. Какие триады человеческого существования рассматрива­ются Франклом?

5. Как и каким образом, с точки зрения Франкла, человек может решить вопрос о смысле жизни?

6. Что представляет собой логотерапия и каковы ее задачи?

Литература

1. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк эк­зистенциального анализа. — М., 1985. — С. 161-171.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

3. Франкл В. Доктор и душа. — СПб., 1997.

Тема 16 Психоаналитическая герменевтика

Понятия герменевтики. Искусство толкования классических текстов. Экзегетика. Возрождение герменевтики.

Герменевтическая онтология М. Хайдеггера. Философская герменевтика X. Гадамера. Понятие герменевтики в аналитиче­ской психологии К.Г. Юнга.

Психоаналитическая герменевтика А. Лоренцера. Бессозна­тельное как резервуар материальных побуждений. Сознание как сфера человеческой психики, где возникает символика.

Символы и стереотипы. Стереотипы как десимволизированные представления. Вытеснение как десимволизация.

Ю. Хабермас и его оценка психоанализа как глубинной гер­меневтики. Проблема искажения коммуникаций. Задачи психо­анализа, связанные с раскрытием коммуникационной деятель­ности человека.

П. Рикер и его герменевтическое прочтение работ З. Фрейда. Психоанализ как интерпретация от начала до конца. Фрейдов­ская редуктивная герменевтика.

Психоанализ как герменевтика культуры. Парадигма текста. Глубинная семантика текста. Герменевтический круг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: