Франкл В.: «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия».
«Нормальный человек (а также невротик на начальных этапах заболевания) стремится не к удовлетворению своих влечений и потребностей ради сохранения или восстановления душевного равновесия. Изначально по крайней мере он направлен на осуществление смысла и реализацию ценностей, и лишь в ходе осуществления смысла и реализации ценностей он осуществляет и реализует самого себя».
«Логотерапия и экзистенциальный анализ пытаются бороться главным образом с теми душевными расстройствами, которые не относятся к разряду болезней в клиническом смысле, поскольку основное предназначение нашей "психотерапии в духовном смысле" — справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью».
«Мы определяем ноогенный невроз как такой, который вызывается духовной проблемой, моральным или эстетическим конфликтом, каким может быть, например, конфликт между Супер-Эго и истинной совестью, когда последняя противостоит первому. Не в последнюю очередь ноогенная этиология может быть представлена экзистенциальным вакуумом, экзистенциальной фрустрацией или фрустрацией воли к смыслу».
|
|
«Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть — это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации».
«Задача традиционной психотерапии — проявить в сознании глубинные явления душевной жизни. В противоположность этому логотерапия стремится обратить сознание к подлинно духовным сущностям. Логотерапия как практика экзистенциального анализа призвана в первую очередь привести человека к осознанию собственной ответственности, так как осознание ответственности является основой основ человеческого существования».
Контрольные вопросы
1. Против каких идей классического психоанализа выступает Франкл?
2. Что понимается под ноогенными неврозами?
3. Чем обусловлен экзистенциальный вакуум и к чему он ведет?
4. Какие триады человеческого существования рассматриваются Франклом?
5. Как и каким образом, с точки зрения Франкла, человек может решить вопрос о смысле жизни?
6. Что представляет собой логотерапия и каковы ее задачи?
Литература
1. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального анализа. — М., 1985. — С. 161-171.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
3. Франкл В. Доктор и душа. — СПб., 1997.
|
|
Тема 16 Психоаналитическая герменевтика
Понятия герменевтики. Искусство толкования классических текстов. Экзегетика. Возрождение герменевтики.
Герменевтическая онтология М. Хайдеггера. Философская герменевтика X. Гадамера. Понятие герменевтики в аналитической психологии К.Г. Юнга.
Психоаналитическая герменевтика А. Лоренцера. Бессознательное как резервуар материальных побуждений. Сознание как сфера человеческой психики, где возникает символика.
Символы и стереотипы. Стереотипы как десимволизированные представления. Вытеснение как десимволизация.
Ю. Хабермас и его оценка психоанализа как глубинной герменевтики. Проблема искажения коммуникаций. Задачи психоанализа, связанные с раскрытием коммуникационной деятельности человека.
П. Рикер и его герменевтическое прочтение работ З. Фрейда. Психоанализ как интерпретация от начала до конца. Фрейдовская редуктивная герменевтика.
Психоанализ как герменевтика культуры. Парадигма текста. Глубинная семантика текста. Герменевтический круг.