Фрейд З.: «Наиболее впечатляющим в манифесте является его революционный язык. Если бы подобные высказывания о милитаризме появились в редакционных демократических статьях, они были бы конфискованы в Австрии немедленно, в а России сам (писатель) был бы сослан в Сибирь».
Шпильрейн С.: «Проф. Фрейд, для которого я стала любимицей, высоко меня оценивает, всем говорит о моей «привлекательной статье», а также очень мил по отношению ко мне лично».
Фрейд З.: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений (о мазохизме — В. Л.). Она обозначает садистский компонент сексуального влечения как деструктивное влечение».
«Ваш (Шпильрейн — В.Л.) план поехать в Россию представляется мне значительно лучшим, чем мой совет попробовать работать в Берлине. В Москве вы будете способны выполнять важную работу на стороне Вульфа и Ермакова. Наконец, вы будете на родной земле».
Андреас-Саломе Л.: «Я живу в состоянии глубокого беспокойства в связи с тем, что произошло в России».
|
|
Фрейд З.: «Я огорчен по поводу того, что узнал о состоянии вашей родины и в связи с тем, что радикальные политики были так дискредитированы. Я полагаю, что революции приемлемы только тогда, когда они завершены, и, следовательно, они должны быть весьма кратковременными. В чем нуждается человеческое существо прежде всего, так это в самообладании».
Контрольные вопросы
1. На чем основываются представления о русское™ Фрейда?
2. Почему Фрейд интересовался личностью Николая II?
3. Каковы истоки психоаналитических идей о деструктивности и инстинкте смерти?
4. Какое влияние на Фрейда оказало его знакомство и дружба с Лу Андреас Саломе?
5. Какие события России привлекли внимание Фрейда?
Литература
1. Лейбин В.М. Русскость Фрейда. — М., 1994.
2. Литвинов А.В. Обзор основных психоаналитических работ С. Шпильрейн // Российский психоаналитический вестник. — 1993-1994. — № 3-4. - С. 25-31.
3. Овчаренко В.Н. Судьба Сабины Шпильрейн // Российский психоаналитический вестник. — 1992. — №2. — С. 64-69.
4. Шпильрейн С.Н. Деструкция как причина становления // Логос. Философско-литературный журнал. — 1994. — №5. — С. 174-186.
Тема 3 Русские пациенты Фрейда
Клиническая практика Фрейда. Идеи и концепции. Связь между теорией и практикой психоанализа.
Сергей Панкеев — русский пациент Фрейда. Л. Дрознес, С. Панкеев и З. Фрейд. Влияние психоаналитической ситуации на врача и пациента.
Клинический случай «человека с волками». История жизни и судьба С. Панкеева.
Русский философ Иван Ильин как пациент Фрейда. Философские работы И.А. Ильина. Философия, человеческие страсти, бессознательное. Духовный катарсис.
Обращение Фрейда к «русской душе». Сравнение клинических случаев заболевания С. Панкеева и И. Ильина как попытка психоаналитического понимания «русской души».