Изречения. Фрейд З.: «Наиболее впечатляющим в манифесте является его революционный язык

Фрейд З.: «Наиболее впечатляющим в манифесте является его революционный язык. Если бы подобные высказывания о милитаризме появились в редакционных демократических ста­тьях, они были бы конфискованы в Австрии немедленно, в а России сам (писатель) был бы сослан в Сибирь».

Шпильрейн С.: «Проф. Фрейд, для которого я стала любими­цей, высоко меня оценивает, всем говорит о моей «привлекате­льной статье», а также очень мил по отношению ко мне лично».

Фрейд З.: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпиль­рейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений (о мазохизме — В. Л.). Она обозначает садистский компонент сек­суального влечения как деструктивное влечение».

«Ваш (Шпильрейн — В.Л.) план поехать в Россию представ­ляется мне значительно лучшим, чем мой совет попробовать ра­ботать в Берлине. В Москве вы будете способны выполнять важную работу на стороне Вульфа и Ермакова. Наконец, вы бу­дете на родной земле».

Андреас-Саломе Л.: «Я живу в состоянии глубокого беспо­койства в связи с тем, что произошло в России».

Фрейд З.: «Я огорчен по поводу того, что узнал о состоянии вашей родины и в связи с тем, что радикальные политики были так дискредитированы. Я полагаю, что революции приемлемы только тогда, когда они завершены, и, следовательно, они дол­жны быть весьма кратковременными. В чем нуждается челове­ческое существо прежде всего, так это в самообладании».

Контрольные вопросы

1. На чем основываются представления о русское™ Фрейда?

2. Почему Фрейд интересовался личностью Николая II?

3. Каковы истоки психоаналитических идей о деструктивности и инстинкте смерти?

4. Какое влияние на Фрейда оказало его знакомство и друж­ба с Лу Андреас Саломе?

5. Какие события России привлекли внимание Фрейда?

Литература

1. Лейбин В.М. Русскость Фрейда. — М., 1994.

2. Литвинов А.В. Обзор основных психоаналитических работ С. Шпильрейн // Российский психоаналитический вестник. — 1993-1994. — № 3-4. - С. 25-31.

3. Овчаренко В.Н. Судьба Сабины Шпильрейн // Российский пси­хоаналитический вестник. — 1992. — №2. — С. 64-69.

4. Шпильрейн С.Н. Деструкция как причина становления // Логос. Философско-литературный журнал. — 1994. — №5. — С. 174-186.

Тема 3 Русские пациенты Фрейда

Клиническая практика Фрейда. Идеи и концепции. Связь между теорией и практикой психоанализа.

Сергей Панкеев — русский пациент Фрейда. Л. Дрознес, С. Панкеев и З. Фрейд. Влияние психоаналитической ситуации на врача и пациента.

Клинический случай «человека с волками». История жизни и судьба С. Панкеева.

Русский философ Иван Ильин как пациент Фрейда. Фило­софские работы И.А. Ильина. Философия, человеческие стра­сти, бессознательное. Духовный катарсис.

Обращение Фрейда к «русской душе». Сравнение клиниче­ских случаев заболевания С. Панкеева и И. Ильина как попыт­ка психоаналитического понимания «русской души».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: