Фрейд З.: «Толковать — значит найти скрытый смысл».
Бокок Р.: «Психоанализ — это герменевтическая дисциплина, имеющая дело с интерпретацией смысла».
Фаррел Б.: «...психоанализ является интерпретационной дисциплиной»
Рикер П.: «...психоанализ принимает участие в современном культурном движении, функционируя как герменевтика культуры».
«...психоанализ трактует культуру не как вспомогательное или не имеющее прямого назначения образование; далекий от того, чтобы быть только объяснением недостатков человеческого существования, его изнанки, он обнаруживает свое подлинное намерение, когда раздвигает рамки терапевтического отношения аналитика и пациента и выходит на уровень герменевтики культуры».
«...психоанализ вписывается в современную культуру как ее герменевтика; иными словами, психоанализ сам есть развитие культуры, поскольку интерпретация, которую он дает человеку, является существенным и непосредственным вкладом в культуру как целое; благодаря психоанализу интерпретация становится моментом интерпретации культуры; интерпретируя мир, психоанализ его изменяет».
«Интерпретация полностью принадлежит сфере смысла и содержит в себе отношения силы (вытеснение, возврат вытесненного) только как отношения смысла (цензура, маскировка, сгущение, перемещение); отныне ничто так не требуется от Фрейда, как преодолеть ослепленность фактом и признать универсум смысла. Но Фрейд продолжает вписывать все сделанные им открытия в рамки позитивизма, что сводит их на нет».
«Если, таким образом, проинтерпретировать психоанализ в свете семиологии, то обнаружится, что он занят исследованием проблемы отношения между либидо и символом. В таком случае психоанализ может вписываться в более общую дисциплину, которую мы называем герменевтикой. Я называю герменевтикой всякую дисциплину, которая берет начало в интерпретации, а слову интерпретация я придаю его подлинный смысл: выявление скрытого смысла в смысле очевидном».
Дильтей В.: «...истинно эффективная герменевтика может быть развита только тогда, когда виртуозность филологической интерпретации будет сочетаться с ее подлинной философской способностью».
Гадамер X.: «Таким образом, развитие герменевтики на обоих путях — филологическом и теологическом — сопровождается одним и тем же процессом, и он в конце концов привел к концепции универсальной герменевтики».
«Всякое толкование должно привести себя в соответствие с той герменевтической ситуацией, которой он принадлежит».
«... Работа герменевтики заключается не в развитии процедуры понимания, а в выяснении условий понимания».
Контрольные вопросы
1. Что такое герменевтика?
2. Какова история развития герменевтики?
3. Почему некоторые исследователи называют психоанализ герменевтической дисциплиной?
4. В чем состоят основные положения психоаналитической герменевтики Лоренцера?
5. Какую оценку психоанализа дает Хабермас?
6. Под каким углом зрения Рикер рассматривает психоанализ и какие герменевтические идеи он выдвигает?
Литература
1. Гадамер Х. Г. Истина и метод. - М., 1988. - С. 221-228, 317-324.
2. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. – С. 286-308.
3. Лоренцер А. Археология психоанализа. — М., 1996.
4. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М., 1995.
5. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. — М., 1996.
Темы рефератов
1. Психоналитическое движение: от З. Фрейда к современным психоаналитическим теориям.
2. Основные принципы и идеи индивидуальной психологии А. Адлера.
3. Социальный интерес и целевые установки личности в индивидуальной психологии А. Адлера.
4. Индивидуальное и коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга.
5. Сходства и различия между классическим психоанализом и индивидуальной психологией.
6. Сексуально-экономическое учение В. Райха.
7. Проблема структуры личности у З. Фрейда и В. Райха.
8. Культура и личность в понимании К. Хорни.
9. Проблема тревожности у К. Хорни.
10. Принципы и идеи межличностной психиатрии Г.С. Сал-ливэна.
11. Понятие социального характера в работах Э. Фромма.
12. Психоанализ и этика в понимании Э. Фромма.
13. Дихотомии человеческого существования и проблематика любви в гуманистическом психоанализе Э. Фромма.
14. Проблема свободы и отчуждения в работах Э. Фромма.
15. Основные идеи и концепции философского психоанализа Г. Маркузе.
16. Концепция нерепрессивной цивилизации Г. Маркузе.
17. Проблема бессознательного и предсознательного у К. Леви-Строса.
18. М.Фуко о соотношении гуманитарных наук и психоанализа.
19. Основные идеи и понятия структурного психоанализа Ж. Лакана.
20. Защитные механизмы Я в эгопсихологии А. Фрейд.
21. Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра.
22. Модернизация идей классического психоанализа в учениях Л. Бинсвангера и М. Босса.
23. Антипсихиатрия Р. Лэйнга.
24. Основные идеи шизоанализа Ж. Делёза и Ф. Гваттари.
25. Экзистенциальная фрустрация и ноогенные неврозы в учении В. Франкла.
26. Стремление к смыслу в логотерапии В. Франкла.
27. Идеи психоаналитической герменевтики в работах А. Лоренцера и Ю. Хабермаса.
28. П. Рикер о психоанализе как герменевтике культуры.
Экзаменационные вопросы
1. История психоаналитического движения.
2. К. Абрахам: жизненный путь и идеи.
3. В. Штекель: основные работы и идеи.
4. О. Ранк: основные работы и идеи.
5. Ш. Ференци: основные работы и идеи.
6. Э. Джонс и Ф. Виттельс: первые биографы З. Фрейда.
7. Г. Сакс, Т.Рейк, П. Федерн: ученики и последователи З. Фрейда.
8. Жизненный путь и основные работы А. Адлера.
9. Основные понятия индивидуальной психологии А. Адлера.
10. Комплекс неполноценности и механизмы компенсации в понимании А. Адлера.
11. Идеи А. Адлера о стремлении к власти и социальном интересе.
12. Телеология и фикционализм в индивидуальной психологии А. Адлера.
13. Сходства и расхождения между классическим психоанализом и индивидуальной психологией,
14. Жизненный путь и основные работы К.Г. Юнга.
15. Основные понятия аналитической психологии К.Г. Юнга.
16. Представления К.Г. Юнга о коллективном и индивидуальном бессознательном.
17. Архетипы коллективного бессознательного в аналитической психологии К.Г. Юнга.
18. Понятие комплекса в аналитической психологии К.Г. Юнга.
19. Амплификация и синхронистичность в аналитической психологии К.Г. Юнга.
20. Психотерапевтические ступени аналитической психологии.
21. Идеи индивидуации в аналитической психологии К.Г. Юнга.
22. Представления К.Г. Юнга о самости и мандале.
23. Свободные ассоциации и активное воображение в аналитической психологии.
24. Типология личности у К.Г. Юнга.
25. Юнговское понимание проблемы души современного человека.
26. К.Г. Юнг об алхимии и йоге.
27. Сходства и различия между классическим психоанализом и аналитической психологией.
28. Жизненный путь и основные работы В. Райха.
29. Основные понятия характер-анализа В. Райха.
30. Функция оргазма и оргазмная импотенция с точки зрения В. Райха.
31. Оргонная энергия и оргонная терапия в представлении В. Райха.
32. Структура личности в понимании В. Райха.
33. Матриархат и патриархат в оценке В. Райха.
34. Сексуально-экономическая теория В. Райха.
35. Сексуально-политическая программа В. Райха.
36. Представления В. Райха о сексуальной революции.
37. В. Райх о массовой психологии фашизма.
38. Концепция трудовой демократии В. Райха.
39. Сходства и различия между классическим психоанализом и характер-анализом В. Райха.
40. Жизненный путь и основные работы К. Хорни.
41. Основные понятия культурно-философской психоаптологии К. Хорни.
42. Проблемы женской психологии в работах К. Хорни.
43. Комплекс маскулинности и страх перед женщиной в толковании К. Хорни.
44. К. Хорни об истоках возникновения неврозов.
45. Природа и существо невротических конфликтов с точки зрения К. Хорни.
46. Понятие базальной тревожности у К. Хорни.
47. Понятие базального конфликта у К. Хорни.
48. К.Хорни о типах отношений между людьми.
49. Представления К. Хорни о нормальном и невротическом конфликте.
50. Невротическая структура характера с точки зрения К. Хорни.
51. К. Хорни о невротической потребности в любви и привязанности.
52. Культура и невроз в понимании К. Хорни.
53. Представления К. Хорни о невротических наклонностях индивида.
54. К. Хорни о перспективах и ограничениях самоанализа.
55. Стадии психоаналитического понимания с точки зрения К. Хорни.
56. Идеализированный образ и его функции с точки зрения К. Хорни.
57. Понятие экстернализации в культурно-философской психопатологии К. Хорни.
58. Последствия неразрешенных конфликтов с точки зрения К. Хорни.
59. К. Хорни о целях психотерапии.
60. Основные принципы межличностной психиатрии Г.С. Салливэна.
61. Представления Г.С. Салливэна о динамизме диссоциации и беспокойстве личности
62. Сходства и различия между классическим психоанализом и межличностной психиатрией Г.С. Салливэна.
63. Проблема свободы в гуманистическом психоанализе Э. Фромма
64. Социальный характер и социальное бессознательное в понимании Э. Фромма.
65. Неплодотворные и плодотворная ориентации человека в оценке Э. Фромма.
66. Проблема агрессивности в работах Э. Фромма.
67. Взгляды Э. Фромма на авторитарную и гуманистическую этику.
68. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: роль психоаналитика и цели терапии.
69. Дихотомии человеческого существования и проблематика любви в работах Э. Фромма.
70. Сновидения и Эдипов комплекс в понимании Э. Фромма.
71. Сходства и различия между классическим и гуманистическим психоанализом.
72. Критика Г. Маркузе неофрейдистов культурной и социологической ориентации.
73. Принцип производительности и прибавочное подавление в понимании Г. Маркузе.
74. Г. Маркузе: самосублимация сексуальности и новый вид чувственности.
75. Идея нерепрессивной цивилизации Г. Маркузе.
76. Роль фантазии и утопии в философском психоанализе Г. Маркузе.
77. Проблема Эроса и Танатоса в понимании Г. Маркузе.
78. Представления К. Леви-Строса о бессознательной структуре разума.
79. Понимание К. Леви-Стросом подсознательного и бессознательного.
80. К. Леви-Строс о психоанализе и шаманском врачевании.
81. Гуманитарные науки и психоанализ с точки зрения М. Фуко.
82. Психоанализ и модели человека в оценке М. Фуко.
83. Основные положения структурного психоанализа Ж. Лакана.
84. Критика Ж. Лаканом эгопсихологии и американского психоанализа.
85. Нововведения Ж. Лакана в теорию психоанализа.
86. Нововведения Ж. Лакана в практику психоанализа.
87. Защитные механизмы как объект анализа А. Фрейд.
88. Особенности детского психоанализа в оценке А. Фрейд.
89. Основные понятия и принципы психоаналитической эгопсихологии.
90. Цели и задачи психоаналитической эгопсихологии.
91. Основные идеи экзистенциального психоанализа.
92. Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра.
93. Экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера.
94. Дазайн-анализ М. Босса.
95. Сходства и различия между классическим и экзистенциальным психоанализом.
96. Цели и задачи антипсихиатрии.
97. Взгляды Р. Лэйнга на здоровье и болезнь человека.
98. Р. Лэйнг об онтологической неуверенности (тревоге) человека.
99. Поведение и переживание в понимании Р. Лэйнга.
100. Основные понятия и идеи шизоанализа Ж. Делеза и Ф. Гваттари.
101. Взгляды Ж. Делеза и Ф. Гватттари на шизофрению.
102. Основные понятия и идеи психотерапии Р. Мэя.
103. Цели и задачи психотерапии Р. Мэя.
104. Критика взглядов З. Фрейда на причину возникновения неврозов в работах В. Франкла.
105. Психогенные и ноогенные неврозы в понимании В. Франкла. Взгляды В. Франкла на экзистенциальную фрустра-цию и стремление к смыслу.
106. Сходства и различия между классическим психоанализом и логотерапией. Основные понятия и идеи психоаналитической герменевтики А. Лоренцера.
107. Основные понятия и идеи психоаналитической герменевтики П. Рикера.
Фрейд и Россия
Тема 1 Отчуждение от истории
Забвение истории. Искажение исторической реальности. Запрет на инакомыслие. Историческая травма.
Отчужденное сознание. Разрыв между прошлым и будущим. Непредсказуемое прошлое.
Относительность исторического мышления. Исторические факты и интерпретации. Интеллектуальное заблуждение. Историческое сознание как способ самопознания.
Мифы в истории науки. Мифотворчество в психоаналитическом движении. Канонизированная история развития психоанализа.
Судьба психоанализа в России. История становления и запрещения психоанализакак модель исторического процесса развития научных направлений в постреволюционной России.
Восстановление исторических связей между прошлым и настоящим. Преодоление отчуждения человека от его собственной истории. Переосмысление исторического процесса.