Изречения. Фрейд З.: «Толковать — значит найти скрытый смысл»

Фрейд З.: «Толковать — значит найти скрытый смысл».

Бокок Р.: «Психоанализ — это герменевтическая дисципли­на, имеющая дело с интерпретацией смысла».

Фаррел Б.: «...психоанализ является интерпретационной дисциплиной»

Рикер П.: «...психоанализ принимает участие в современ­ном культурном движении, функционируя как герменевтика культуры».

«...психоанализ трактует культуру не как вспомогательное или не имеющее прямого назначения образование; далекий от того, чтобы быть только объяснением недостатков человече­ского существования, его изнанки, он обнаруживает свое под­линное намерение, когда раздвигает рамки терапевтического отношения аналитика и пациента и выходит на уровень гер­меневтики культуры».

«...психоанализ вписывается в современную культуру как ее герменевтика; иными словами, психоанализ сам есть развитие культуры, поскольку интерпретация, которую он дает человеку, является существенным и непосредственным вкладом в культу­ру как целое; благодаря психоанализу интерпретация становит­ся моментом интерпретации культуры; интерпретируя мир, пси­хоанализ его изменяет».

«Интерпретация полностью принадлежит сфере смысла и со­держит в себе отношения силы (вытеснение, возврат вытеснен­ного) только как отношения смысла (цензура, маскировка, сгу­щение, перемещение); отныне ничто так не требуется от Фрей­да, как преодолеть ослепленность фактом и признать универсум смысла. Но Фрейд продолжает вписывать все сделанные им от­крытия в рамки позитивизма, что сводит их на нет».

«Если, таким образом, проинтерпретировать психоанализ в свете семиологии, то обнаружится, что он занят исследованием проблемы отношения между либидо и символом. В таком слу­чае психоанализ может вписываться в более общую дисципли­ну, которую мы называем герменевтикой. Я называю герменев­тикой всякую дисциплину, которая берет начало в интерпрета­ции, а слову интерпретация я придаю его подлинный смысл: выявление скрытого смысла в смысле очевидном».

Дильтей В.: «...истинно эффективная герменевтика может быть развита только тогда, когда виртуозность филологической интерпретации будет сочетаться с ее подлинной философской способностью».

Гадамер X.: «Таким образом, развитие герменевтики на обоих путях — филологическом и теологическом — сопровождается одним и тем же процессом, и он в конце концов привел к кон­цепции универсальной герменевтики».

«Всякое толкование должно привести себя в соответствие с той герменевтической ситуацией, которой он принадлежит».

«... Работа герменевтики заключается не в развитии процеду­ры понимания, а в выяснении условий понимания».

Контрольные вопросы

1. Что такое герменевтика?

2. Какова история развития герменевтики?

3. Почему некоторые исследователи называют психоанализ герменевтической дисциплиной?

4. В чем состоят основные положения психоаналитической герменевтики Лоренцера?

5. Какую оценку психоанализа дает Хабермас?

6. Под каким углом зрения Рикер рассматривает психоанализ и какие герменевтические идеи он выдвигает?

Литература

1. Гадамер Х. Г. Истина и метод. - М., 1988. - С. 221-228, 317-324.

2. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная фило­софия. - М., 1990. – С. 286-308.

3. Лоренцер А. Археология психоанализа. М., 1996.

4. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М., 1995.

5. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. — М., 1996.

Темы рефератов

1. Психоналитическое движение: от З. Фрейда к современ­ным психоаналитическим теориям.

2. Основные принципы и идеи индивидуальной психологии А. Адлера.

3. Социальный интерес и целевые установки личности в ин­дивидуальной психологии А. Адлера.

4. Индивидуальное и коллективное бессознательное в анали­тической психологии К.Г. Юнга.

5. Сходства и различия между классическим психоанализом и индивидуальной психологией.

6. Сексуально-экономическое учение В. Райха.

7. Проблема структуры личности у З. Фрейда и В. Райха.

8. Культура и личность в понимании К. Хорни.

9. Проблема тревожности у К. Хорни.

10. Принципы и идеи межличностной психиатрии Г.С. Сал-ливэна.

11. Понятие социального характера в работах Э. Фромма.

12. Психоанализ и этика в понимании Э. Фромма.

13. Дихотомии человеческого существования и проблематика любви в гуманистическом психоанализе Э. Фромма.

14. Проблема свободы и отчуждения в работах Э. Фромма.

15. Основные идеи и концепции философского психоанализа Г. Маркузе.

16. Концепция нерепрессивной цивилизации Г. Маркузе.

17. Проблема бессознательного и предсознательного у К. Леви-Строса.

18. М.Фуко о соотношении гуманитарных наук и психоа­нализа.

19. Основные идеи и понятия структурного психоанализа Ж. Лакана.

20. Защитные механизмы Я в эгопсихологии А. Фрейд.

21. Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра.

22. Модернизация идей классического психоанализа в уче­ниях Л. Бинсвангера и М. Босса.

23. Антипсихиатрия Р. Лэйнга.

24. Основные идеи шизоанализа Ж. Делёза и Ф. Гваттари.

25. Экзистенциальная фрустрация и ноогенные неврозы в учении В. Франкла.

26. Стремление к смыслу в логотерапии В. Франкла.

27. Идеи психоаналитической герменевтики в работах А. Лоренцера и Ю. Хабермаса.

28. П. Рикер о психоанализе как герменевтике культуры.

Экзаменационные вопросы

1. История психоаналитического движения.

2. К. Абрахам: жизненный путь и идеи.

3. В. Штекель: основные работы и идеи.

4. О. Ранк: основные работы и идеи.

5. Ш. Ференци: основные работы и идеи.

6. Э. Джонс и Ф. Виттельс: первые биографы З. Фрейда.

7. Г. Сакс, Т.Рейк, П. Федерн: ученики и последователи З. Фрейда.

8. Жизненный путь и основные работы А. Адлера.

9. Основные понятия индивидуальной психологии А. Адлера.

10. Комплекс неполноценности и механизмы компенсации в понимании А. Адлера.

11. Идеи А. Адлера о стремлении к власти и социальном ин­тересе.

12. Телеология и фикционализм в индивидуальной психоло­гии А. Адлера.

13. Сходства и расхождения между классическим психоана­лизом и индивидуальной психологией,

14. Жизненный путь и основные работы К.Г. Юнга.

15. Основные понятия аналитической психологии К.Г. Юнга.

16. Представления К.Г. Юнга о коллективном и индивидуа­льном бессознательном.

17. Архетипы коллективного бессознательного в аналитиче­ской психологии К.Г. Юнга.

18. Понятие комплекса в аналитической психологии К.Г. Юнга.

19. Амплификация и синхронистичность в аналитической пси­хологии К.Г. Юнга.

20. Психотерапевтические ступени аналитической психологии.

21. Идеи индивидуации в аналитической психологии К.Г. Юнга.

22. Представления К.Г. Юнга о самости и мандале.

23. Свободные ассоциации и активное воображение в анали­тической психологии.

24. Типология личности у К.Г. Юнга.

25. Юнговское понимание проблемы души современного че­ловека.

26. К.Г. Юнг об алхимии и йоге.

27. Сходства и различия между классическим психоанализом и аналитической психологией.

28. Жизненный путь и основные работы В. Райха.

29. Основные понятия характер-анализа В. Райха.

30. Функция оргазма и оргазмная импотенция с точки зре­ния В. Райха.

31. Оргонная энергия и оргонная терапия в представлении В. Райха.

32. Структура личности в понимании В. Райха.

33. Матриархат и патриархат в оценке В. Райха.

34. Сексуально-экономическая теория В. Райха.

35. Сексуально-политическая программа В. Райха.

36. Представления В. Райха о сексуальной революции.

37. В. Райх о массовой психологии фашизма.

38. Концепция трудовой демократии В. Райха.

39. Сходства и различия между классическим психоанализом и характер-анализом В. Райха.

40. Жизненный путь и основные работы К. Хорни.

41. Основные понятия культурно-философской психоаптологии К. Хорни.

42. Проблемы женской психологии в работах К. Хорни.

43. Комплекс маскулинности и страх перед женщиной в тол­ковании К. Хорни.

44. К. Хорни об истоках возникновения неврозов.

45. Природа и существо невротических конфликтов с точки зрения К. Хорни.

46. Понятие базальной тревожности у К. Хорни.

47. Понятие базального конфликта у К. Хорни.

48. К.Хорни о типах отношений между людьми.

49. Представления К. Хорни о нормальном и невротическом конфликте.

50. Невротическая структура характера с точки зрения К. Хорни.

51. К. Хорни о невротической потребности в любви и привя­занности.

52. Культура и невроз в понимании К. Хорни.

53. Представления К. Хорни о невротических наклонностях индивида.

54. К. Хорни о перспективах и ограничениях самоанализа.

55. Стадии психоаналитического понимания с точки зрения К. Хорни.

56. Идеализированный образ и его функции с точки зрения К. Хорни.

57. Понятие экстернализации в культурно-философской пси­хопатологии К. Хорни.

58. Последствия неразрешенных конфликтов с точки зрения К. Хорни.

59. К. Хорни о целях психотерапии.

60. Основные принципы межличностной психиатрии Г.С. Салливэна.

61. Представления Г.С. Салливэна о динамизме диссоциации и беспокойстве личности

62. Сходства и различия между классическим психоанализом и межличностной психиатрией Г.С. Салливэна.

63. Проблема свободы в гуманистическом психоанализе Э. Фромма

64. Социальный характер и социальное бессознательное в понимании Э. Фромма.

65. Неплодотворные и плодотворная ориентации человека в оценке Э. Фромма.

66. Проблема агрессивности в работах Э. Фромма.

67. Взгляды Э. Фромма на авторитарную и гуманистическую этику.

68. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: роль психоа­налитика и цели терапии.

69. Дихотомии человеческого существования и проблематика любви в работах Э. Фромма.

70. Сновидения и Эдипов комплекс в понимании Э. Фромма.

71. Сходства и различия между классическим и гуманистиче­ским психоанализом.

72. Критика Г. Маркузе неофрейдистов культурной и социо­логической ориентации.

73. Принцип производительности и прибавочное подавление в понимании Г. Маркузе.

74. Г. Маркузе: самосублимация сексуальности и новый вид чувственности.

75. Идея нерепрессивной цивилизации Г. Маркузе.

76. Роль фантазии и утопии в философском психоанализе Г. Маркузе.

77. Проблема Эроса и Танатоса в понимании Г. Маркузе.

78. Представления К. Леви-Строса о бессознательной струк­туре разума.

79. Понимание К. Леви-Стросом подсознательного и бессоз­нательного.

80. К. Леви-Строс о психоанализе и шаманском врачевании.

81. Гуманитарные науки и психоанализ с точки зрения М. Фуко.

82. Психоанализ и модели человека в оценке М. Фуко.

83. Основные положения структурного психоанализа Ж. Ла­кана.

84. Критика Ж. Лаканом эгопсихологии и американского психоанализа.

85. Нововведения Ж. Лакана в теорию психоанализа.

86. Нововведения Ж. Лакана в практику психоанализа.

87. Защитные механизмы как объект анализа А. Фрейд.

88. Особенности детского психоанализа в оценке А. Фрейд.

89. Основные понятия и принципы психоаналитической эгопсихологии.

90. Цели и задачи психоаналитической эгопсихологии.

91. Основные идеи экзистенциального психоанализа.

92. Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра.

93. Экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера.

94. Дазайн-анализ М. Босса.

95. Сходства и различия между классическим и экзистенциа­льным психоанализом.

96. Цели и задачи антипсихиатрии.

97. Взгляды Р. Лэйнга на здоровье и болезнь человека.

98. Р. Лэйнг об онтологической неуверенности (тревоге) че­ловека.

99. Поведение и переживание в понимании Р. Лэйнга.

100. Основные понятия и идеи шизоанализа Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

101. Взгляды Ж. Делеза и Ф. Гватттари на шизофрению.

102. Основные понятия и идеи психотерапии Р. Мэя.

103. Цели и задачи психотерапии Р. Мэя.

104. Критика взглядов З. Фрейда на причину возникновения неврозов в работах В. Франкла.

105. Психогенные и ноогенные неврозы в понимании В. Франкла. Взгляды В. Франкла на экзистенциальную фрустра-цию и стремление к смыслу.

106. Сходства и различия между классическим психоанали­зом и логотерапией. Основные понятия и идеи психоаналитиче­ской герменевтики А. Лоренцера.

107. Основные понятия и идеи психоаналитической герме­невтики П. Рикера.

Фрейд и Россия

Тема 1 Отчуждение от истории

Забвение истории. Искажение исторической реальности. За­прет на инакомыслие. Историческая травма.

Отчужденное сознание. Разрыв между прошлым и будущим. Непредсказуемое прошлое.

Относительность исторического мышления. Исторические факты и интерпретации. Интеллектуальное заблуждение. Исто­рическое сознание как способ самопознания.

Мифы в истории науки. Мифотворчество в психоаналити­ческом движении. Канонизированная история развития психо­анализа.

Судьба психоанализа в России. История становления и за­прещения психоанализакак модель исторического процесса развития научных направлений в постреволюционной России.

Восстановление исторических связей между прошлым и на­стоящим. Преодоление отчуждения человека от его собствен­ной истории. Переосмысление исторического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: