Профессиональная компетентность педагога

Структура профессиональной компетентности педагога пони­мается через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разво­рачивающихся действий (часть которых может быть автоматизирована до навыков), основанных на теоретических знаниях и на­правленных на решение педагогических задач.

Педагогическая же задача есть часть педагогической действи­тельности, и вне зависимости от уровня обобщенности педагоги­ческой задачи цикл ее решения сводится к триаде — «мыслить — действовать — мыслить» и совпадает с компонентами педагоги­ческой деятельности и соответствующими им умениями.

В. А. Сластенин классифицирует все педагогические умения, объеди­няет их в четыре группы:

• умение «переводить» содержание объективной педагогиче­ской действительности, объективного процесса воспитания в кон­кретные педагогические задачи, т. е. изучение (диагностика) лич­ности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;

• умение выстроить и реализовать логически завершенную пе­дагогическую систему (от планирования образовательно-воспита­тельных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации)

• умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различ­ными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать необходимые материальные, материально-пси­хологические, организационные, валеологические и прочие ус­ловия, обеспечивать связи школы со средой; активизировать лич­ность школьника, развивать его деятельность таким образом, чтобы переводить его из объекта в субъекта воспитания; организовывать совместную деятельность и т. д.

• умение учитывать и оценивать результаты педагогической
деятельности, т. е. осуществлять самоанализ и анализ образователь­ного процесса, и результаты деятельности учителя, а также опре­делять следующий комплекс приоритетных педагогических задач.

Что представляет собой содержание теоретической готовности учителя, педагога? Она проявляется в обобщенном умении педаго­гически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие анали­тических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.

Аналитические умения представлены такими частными умения­ми, как:

• анализировать педагогические явления, т. е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, фор­мы проявления и т. д.);

• осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами;

Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагоги­ческое прогнозирование опирается на достоверное знание сущ­ности и логики педагогического процесса, закономерностей воз­растного и индивидуального развития учащихся. Оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом. В со­став прогностических умений педагога входят:

• формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;

• отбор методов их достижения;

• предвидение возможных отклонений при достижении ре­зультата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоле­ния;

• мысленная проработка структуры и отдельных компонентов
образовательного процесса;

• предварительная оценка затрат средств, труда и времени уча­стников образовательного процесса;

Проективные умения могут реализовываться при разработке про­екта образовательного процесса. Они включают умения:

• вычленять поле образовательных проблем;

• обосновывать способы их поэтапной реализации; планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможно­стей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;

• определять форму и структуру образовательного процесса в
зависимости от сформулированных педагогических задач и осо­бенностей участников;

• определять отдельные этапы педагогического процесса и за­
дачи, характерные для них;

• планировать индивидуальную работу с учащимися для ока­зания своевременной дифференцированной помощи, для разви­тия способностей;

• отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания
для получения качественного педагогического результата;

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятель­ностью педагога, направленной на себя.

Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоре­тической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих ^собственных учительских действий. Рефлексия — это не просто знание иди понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участ­ники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают его как педагога, его личностные особенно­сти, эмоциональные реакции, профессиональные способности и возможности. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты яв­ляются следствием его собственной деятельности.

Содержание практической готовности учителя, педагога молено увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних, предметных) дей­ствиях, которые проявляются через две группы умений — органи­заторские и коммуникативные.

Организационная (организаторская) деятельность педагога свя­зана с включением учащихся в различные виды деятельности и организацией деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъекта образования.

К группе общепедагогических организаторских умений относят мобилизационные, информационно-дидактические, развивающие и ориентационные.

Мобилизационные умения — это умения учителя:

• привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчи­вый интерес к учению;

• формировать потребности в знаниях;

• формировать учебные навыки и обучать приемам научной
организации учебной деятельности;

• формировать у учащихся активное, творческое отношение к
явлениям окружающей действительности путем создания и реше­ния проблемных ситуаций;

Информационно-дидактические умения умения, связанные не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиография­ми, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образова­тельного процесса.

В ходе обучения группа информационно-дидактических уме­ний проявляется в собственно дидактических умениях.

• доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возра­ста излагать учебный материал; используя различные методы обучения и их
сочетания (рас­сказ, объяснение, беседа, проблемное обучение и др.), логиче- ски правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учеб­ной информации учащимися;

• доступно, лаконично и выразительно формулировать воп­росы;

• эффективно использовать ТСО, средства наглядности, ЭВТ;

• оперативно диагностировать характер и уровень усвоения
учащимися учебного материала.

Развивающие умения предполагают:

• определение «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;

• создание специальных условий и проблемных ситуаций для
развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;

• стимулирование познавательной самостоятельности и твор­ческого мышления, потребности в установлении логических (от частного к общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений.
Ориентационные умения учителя связаны с формированием

морально-ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учеб­ной деятельности, науке, производству и профессиональной дея­тельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; с организацией совместной творческой деятельности в целях раз­вития социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения учителя — это взаимосвязанные груп­пы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вер­бального) общения и умений и навыков педагогической техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: