Первый вопрос: История становления образовательных учреждений-«школ» для профессиональной подготовки учителей-педагогов

Как известно, первые школы возникли в рабовладельческом обществе, в странах древнего Востока (Ассирии, Египте, Вави­лоне, Финикии), где жители занимались по преимуществу зем­леделием, которое требовало в условиях жаркого климата искусственного орошения. Наблюдения за периодическими разливами рек (Нила, Тигра, Евфрата), строительство городов и плотин на реках приводили к постепенному накоплению опыта трудовой деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, вычленению и использованию научных зна­ний (арифметики, геометрии, астрономии, медицины). Научные сведения были недоступны подавляющему большинству населе­ния, хранились особыми людьми — жрецами — в большой тайне и передавались из поколения в поколение небольшому кругу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятельности. Среди жрецов знания передавались от родителей детям. Однако суще­ствовали и жреческие школы при храмах в больших городах. Учи­телями были, таким образом, жрецы, составлявшие привиле­гированную часть общества. Первое упоминание о школе встре­чается в египетских источниках примерно за 2500 лет до н.э. Там описывается дворцовая школа для детей сановников. Позже в Египте возникло учебно-научное учреждение «Рамессеум», где получали подготовку не только жрецы, но и воины, архитекто­ры, врачи.

В древней Греции были частные платные школы грамматистов и кифаристов, в которых обучались мальчики с 7 до 14 лет. Обуче­ние могло осуществляться как одновременно в двух школах, так и последовательно — сначала в одной, потом — в другой. Девочки во весь период возрастного развития получали исключительно семейное воспитание. Учителя в школах грамматистов и кифарис­тов назывались дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу). Иду­щего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, которого называли педагогом, т.е. детоводителем.

В 13 лет мальчики переходили в палестру — школу борьбы, где в течение двух-трех лет занимались гимнастикой под руководством педотриба. Здесь они учились бороться, бегать, прыгать, метать диск и копье, плавать.

В Спарте руководителей государственных воспитательных уч­реждений (агелл), называли педономами; они назначались ста­рейшинами из числа знатных аристократов. В обязанности педонома входило наблюдение за нравственным поведением и воен­но-физическими упражнениями воспитанников, наказания за проступки. В первой половине II века до н.э. в Риме оформляются грамма­тические школы. Это связано с возрастанием роли культуры, нау­ки, искусства, изменением роли воспитания в жизни римского общества. (Рим к тому времени завоевывает и подчиняет своему влиянию многие государства Средиземноморья.) В грамматиче­ских школах обучались в течение четырех лет дети знати и бога­чей, мальчики 11—12 лет, получившие навыки чтения и письма либо в домашних условиях, либо в начальных школах. Целью школы являлось хорошее по тем временам гуманитарное образование и на его основе подготовка к дальнейшей деятельности, возможно, в качестве политического или судебного оратора. Преподавателей грамматических школ, вышедших в основном из социальных ни­зов, называли грамматиками, или литератами. Они, как прави­ло, были широко образованными людьми.

В начале и середине I века до н.э. в Римской республике в усло­виях жесточайшей политической борьбы в обществе, когда воз­росло значение политического и судебного красноречия, были созданы риторские школы, дававшие широкое общегуманитарное образование, знакомившие с произведениями историков, орато­ров, поэтов, с философией, правом и дававшие, таким образом, своим воспитанникам ключ к политической карьере. В риторских школах обучались подростки и юноши в возрасте от 13—14 до 16— 19 лет.

В период Римской империи государство взяло под контроль кроме других сторон общественной жизни и образование. Импе­ратор Веспасиан назначил риторам ежегодный государственный гонорар, Юлий Цезарь дал всем учителям право на римское граж­данство. Все грамматики и риторы постепенно становились госу­дарственными служащими. Император Антоний Пий установил -число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа его жителей, а для учителей — льготы и привилегии. Император Диоклетиан установил обязательный ми­нимум учителей для каждого типа школ и определил их обязан­ности и размер гонорара.

В раннем средневековье в просвещении господствовала цер­ковь. В этот период имелись школы трех типов — монастырская, соборная {кафедральная, или епископская) и приходская. Мона­стырская школа была предназначена для мальчиков, которых ро­дители хотели видеть монахами. Во всех типах школ учителями были монахи, имеющие склонности к педагогической профессии. Учитель-монах занимался с учениками индивидуально, хотя все они сидели вместе в одном помещении.

С развитием ремесла и торговли в больших городах по инициа­тиве ремесленников возникли цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Те и другие — платные, впослед­ствии слившиеся в городские (магистратские школы, содержав­шиеся городским самоуправлением, которое несло расходы по постройке школьных зданий и хозяйственным нуждам). Назначение учителей, заведующих школами, производилось цехами, гиль­диями и/или городским самоуправлением.

               
   
     
 
 
   
 
 


В XVI в. для детей господствующих классов создается закры­тое, интернатное учебное заведение — школа иезуитов, или кол­легиум, целью которой являлось укрепление влияния католиче­ской церкви. Здесь применялись новые средства — усиленное физическое воспитание, наглядность в обучении, внешне мяг­кая дисциплина. Привлекается широкий круг общеобразователь­ных знаний. Для реализации столь серьезных задач воспитания требовались хорошие учителя, и иезуиты добивались подготовки таких учителей исключительно из числа членов ордена. Именно иезуиты впервые осуществили систематическую подготовку учи­телей для своих школ, что происходило в форме педагогической практики. Лучшие студенты по окончании иезуитских коллегиу­мов приглашались на несколько лет для пробной преподаватель­ской деятельности в младших классах коллегиумов. Они вели пе­дагогические дневники, и их уроки и дневники разбирались на общих собраниях опытными преподавателями, которые посеща­ли уроки молодых учителей. Через несколько лет такой практи­ческой деятельности молодые учителя становились преподавате­лями в старших классах.

В XVIII—^XIX вв. профессия учителя становится массовой. Учи­теля занимают штатные должности в школах и училищах разных типов. Получает распространение гувернерство как начальное об­разование с помощью домашних наставников и учителей. В этой связи уместно вспомнить систему воспитания джентльмена в Ан­глии (автор Джон Локк), согласно которой местом воспитания не может являться школа, ибо это учреждение, где собрана пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния. Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо даже недостат­ки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений.

Сначала обязанности учителей выполняли люди, не имеющие никакой специальной подготовки. Кто учил?

В России в период петровских реформ учили грамоте и ариф­метике в отдельных случаях сами ученики, знавшие грамоту и цифирь. Иностранцы обучали инженерным наукам.

В 1779 году при Московском университете открылась учитель­ская семинария как педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальной школы, московской и казанской гимна-48зий и пансионов. В 1803 году в Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 году она была преобразована в педагогический институт. В XIX в. в Рос­сии вообще создаются первые учительские институты, готовив­шие учителей для средних классов школ.

В дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальных школ. Она осуществлялась на начало 1917 года в 171 учительской семинарии с четырехлетним сроком обучения; находились они в подчинении Министерства народного просве­щения. В семинариях помимо закона Божьего, церковнославянс­кого языка, ремесел, а также общеобразовательных предметов пре­подавали педагогику и методику первоначального обучения общеобразовательным предметам. Учителей для церковноприход­ских школ готовили церковно-учителъские школы и двуклассные учительские школы, находившиеся в подчинении святейшего Си­нода. Учителя, не имеющие педагогического образования, могли получить звание учителя после сдачи специальных экзаменов.

Учителей начальной школы готовили также в педагогических классах 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и в женском педагогическом институте в Петербурге.

Учителями средних учебных заведений могли быть в России лишь лица, закончившие университеты, некоторые высшие учеб­ные заведения непедагогического профиля и духовные академии. В 60— 70 гг. XIX в. были открыты Высшие женские курсы, которые гото­вили учителей для женских средних учебных заведении и младших классов мужских средних школ.

После революции 1917 года учительские семинарии были пре­образованы в трехлетние педагогические курсы, затем — в педаго­гические техникумы; бывшие учительские институты были преоб­разованы в педагогические институты или институты народного образования для подготовки учителей по предметам для старших классов школы. В 30-е гг. получило распространение вечернее (сред­нее и высшее) и заочное педагогическое образование (заочные кур­сы, факультеты и отделения при пединститутах и университетах).

С середины 80-х гг. XX в. в педагогических вузах стали вводиться дополнительные специализации. Стандартами высшего педагоги­ческого образования предусмотрена подготовка не только учите­лей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогиче­скую специальность (например, информатика, иностранный язык). Так, выпускники Московского педагогического университета — учителя истории имеют право преподавать также политологию, иностранный язык, юридические дисциплины, а учителя русско­го языка и физики — иностранный язык. В С.-Петербургском пе­дагогическом университете учителя географии могут одновремен­но готовиться как педагоги-организаторы экологической и туристической работы, учителя химии — как учителя иностран­ного языка, учителя биологии — как педагоги-психологи и т. д.

В 90-е гг. часть педагогических институтов России была преоб­разована в педагогические университеты; появились новые типы средних педагогических учебных заведений. Все это предполагает качественные изменения в подготовке педагогических кадров на рубеже XXI в. Подготовка кадров учителей ведется более чем по 50 специальностям, причем их состав постоянно расширяется. Так, в С.-Петербургском педагогическом университете, например, го­товят на факультете экономики — экономистов, на факультете философии человека — учителей философии и культурологии, на факультете социальных наук — учителей политологии, социологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: