Второй вопрос: Понятия «профессия» и «специальность

Профессия — это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, даю­щая ему взамен приложенного им труда возможность существова­ния и развития.

Профессия — определенный вид трудовой деятельности, харак­теризующийся суммой требований к личности.

Специальность — вид занятий в рамках данной профессии.

Например, профессия — токарь, специальности в рамках дан­ной профессии — токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик, токарь-револьверщик. Профессия — учитель, специальности в рамках данной профессии — учитель физики и информатики, учитель физики и иностранного языка, учитель рус­ского языка и литературы, учитель русского и иностранного язы­ков, учитель русского языка как иностранного, учитель иност­ранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель музыки и пения, учитель технологии и предпринима­тельства и т. д.

Необходимо отметить, что в настоящее время в обыденной и научной речи используются два понятия — учитель и педагог. Од­нако традиционно сложилось представление, что последнее го­раздо шире. Сравните определения:

Учитель — лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое по­нимание жизни и отношение к ней. В более узком смыследолж­ность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в об­щеобразовательной школе.

Педагог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучаю­щие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных обла­стях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены роди­тели, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других. На основании полученной специальности работнику присваи­вается та или иная квалификация. Так, в соответствии с системой подготовки кадров в РГПУ им. А. И. Герцена выпускникам могут быть присвоены следующие квалификации (степени, если иметь в виду ступенчатую систему образования в вузе): квалификация (степень) бакалавр может быть получена студентом при освоении им основной образовательной программы (ОП) высшего профес­сионального образования, рассчитанной на четырехлетний срок обучения; квалификация дипломированный специалист (по пе­дагогическим специальностям — это и есть учитель) может быть получена при освоении студентом непрерывной основной обра­зовательной программы высшего профессионального образования, рассчитанной на пятилетний срок обучения или, при освоении ступенчатой основной ОП предыдущей ступени и получении ква­лификации (степени), — бакалавр (программа также рассчитана на пятилетний срок обучения, включая бакалавриат); квалифи­кация (степень) магистр может быть получена при освоении сту­пенчатой основной ОП высшего профессионального образования при условии успешного выполнения основной ОП предыдущей ступени и получения квалификации (степени) бакалавр (програм­ма рассчитана на шестилетний срок обучения, включая бакалав­риат).

Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: