double arrow

П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ


Хотя в нашем распоряжении имеются записи многих лекционных циклов П. Я. Гальперина, читавшихся им на философском и психологическом факультетах МГУ им. М. В. Ломоносова в I960 — 1980-е годы, мы остановились на публикации именно данных лекций (они читались на философском факультете МГУ в 1972/73 учебном году). Основанием для подобного выбора стало следующее.

1. Именно к началу 1970-х годов у П. Я. Гальперина сложились формулировки основных, стержневых понятий, над которыми он интенсивно работал в предшествующие годы. 2. В лекциях, читавшихся П. Я. Гальпериным во второй половине 1970-х и в 1980-е годы, более значительные акценты делаются не только на развернутом описании общей психологической концепции, Системы Психологии, но в большой степени и на важных, однако, все-таки специальных аспектах той или иной составной части этой теории, находившихся в фокусе внимания Петра Яковлевича в это время. Разумеется, публикация и этих лекций вызвала бы большой интерес и, несомненно, стала бы точно таким же событием, каким были (и, надеемся, будут и впредь) любые публикации трудов П. Я. Гальперина. Однако наш выбор остановился на данных лекциях как более хрестоматийных и наиболее отвечающих жанру учебного пособия.

Останавливая свой выбор на данном цикле лекций, мы отдавали себе отчет, что отдельные лекции, прочитанные П. Я. Гальпериным в составе других курсов, содержат важные части его концепции, не получившие отражения в данном цикле (например, учение о языковом сознании). В наших архивах имеются лекции и других лет, развернуто освещающие те разделы Системы, которые в данном цикле представлены более кратко (например, из первой части Системы — учение о предмете психологии). Оценивая настоящую публикацию, читатели должны понимать, что это — не лекционная версия полного собрания сочинений П. Я. Гальперина. Нашей задачей являлось не просто представить Систему Психологии, созданную П. Я. Гальпериным, но и постараться передать необыкновенное чувство сопричастности с открытием, постоянно сопровождавшее слушателей его лекций. Именно поэтому мы не стали смешивать разные курсы. Что же касается издания полного собрания сочинений П. Я. Гальперина — то это действительно дело недалекого будущего.

Для большинства психологов имя П. Я. Гальперина ассоциируется прежде всего с созданной им и приобретшей всемирную извес-


ш

тность теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Реально же его вклад в научно-психологическое знание значительно шире. Теория внимания и учение о языковом сознании; новый подход к классической проблеме соотношения психики и мозга и оригинальное решение проблемы предмета психологии; своеобразная трактовка проблемы бессознательного и учение о соотношении обучения и умственного развития; вопросы дифференциальной диагностики интеллектуального развития с последующей индивидуализированной коррекцией и преодолевающая традиционный функционализм классификация форм и видов психической деятельности — вот далеко не полный перечень тем в богатейшем наследстве, оставленном Петром Яковлевичем последующим поколениям ученых да и просто думающим, образованным людям. Ведь те вопросы, которые занимали П. Я. Гальперина на всем протяжении его жизни, являются едва ли не всеобщими, возникающими перед каждым интеллектуальным человеком: что такое человеческая психика, как найти пути к объективному изучению душевной жизни человека?




Отдавая должное конкретному вкладу П. Я. Гальперина в общую, генетическую и педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило-, аптропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования элементов психической деятельности — вот основные составляющие психологической концепции П. Я Гальперина.

Гальперин — научный революционер, мыслитель, создавший совершенно новую парадигму научно-психологического мышления. Он думал и писал о проблемах психологии развития, учения и обучения. Более того, им заданы качественно новые направления исследовательской и практической работы в этих областях. Мощь его мышления и энциклопедизм знаний увлекают слушателей и читателей. Гальперин — Учитель. Он учил и учит мыслить, и это — основа основ. Конечно, многое безвозвратно утеряно с уходом Петра Яковлевича из жизни. Слишком велик разрыв между тем, что было им создано, продумано и бескорыстно передано ученикам, и

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: