double arrow

П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ. Но не в этом только дело, не в этом, вообще, суть инстинктивного поведения

Но не в этом только дело, не в этом, вообще, суть инстинктивного поведения. Мы будем говорить дальше о навыках, т. е. о приобретенных формах поведения животных, а потом и о разумных решениях задач животными, которые находятся совсем вне врожденных реакций и тем не менее остаются внутри инстинктивного поведения. Значит, очень важно, что не в этом дело, точно так же, как не в этом дело у человека. Потому что можно, конечно, научить младенца плавать в 4-5 месяцев, но ведь нигде, даже у примитивных народов, которые живут, скажем, на островах Тихого океана, дети не учатся плавать в этом возрасте. Они начинают плавать очень рано по сравнению с нашими детьми, но все-таки в несколько лет, а не в 5 месяцев. А для этих механизмов характерно, что если вы их не используете в момент, когда они только дадут о себе знать, то они потом затухают и сами не проявляются. Значит, не в этом дело. А в чем же?

Тут выступает вопрос о механизмах инстинктивного поведения. Очень интересно, что авторы, которые приходят в отчаяние от невозможности определить это инстинктивное поведение, которые предлагают отказаться от термина «инстинктивное поведение», все-таки указывают на то, что самые полные реакции могут быть очень многообразны, но для инстинктивного поведения очень характерно, что они имеют строго определенный конец, завершение. Сами формы поведения могут быть разными, могут быть и врожденными, могут быть, и обычно бывают, приобретенными, но конец в инстинктивном поведении всегда предрешен. Это немножко проливает свет на внутренние механизмы. Как можно, конечно в порядке некоторого предположения, представить себе эти внутренние механизмы? Очень важно следующее: инстинктивное поведение всегда исходит из потребности. Это банальность, общее положение, но очень важное. Например, птицы начинают искать веточки, собирать их только в период гнездостроения, т. е. когда есть потребность вить гнезда для ожидаемого потомства. А вне этого периода они к этим веточкам совершенно безразличны. Значит, обязательно должна быть потребность, на фоне которой возникает определенное поведение.

Потребность всегда ведет к побуждению или к действию в направлении того, что есть в среде и чего не хватает самому организму. Это очень характерная вещь для особого образования потребно-

СП


из

сти: первоначально потребность обращена к тому, чего недостает, но что само по себе остается неопределенным. Поэтому характерно, что когда потребность возникает, она приводит в действие моторные механизмы — механизмы движения. Тогда появляется очень характерное движение — это так называемое поисковое движение, так как поиск всегда предполагает поиск чего-то. Но поскольку в это время у животного еще нет никаких направляющих моментов на то, чего ему недостает, то предложено новое обозначение. Оно условно, но вполне удачное. Такое поведение называется аппетантным (от слова аппетит), т. е. появляется аппетит, пока неизвестно к чему. В этом смысле оно отличается от просто поискового: поисковое поведение предполагает что-то известное, а тут — неизвестно что. Это поведение выражает состояние потребности.

Когда при таком аппетантном поведении животное сталкивается с каким-то предметом, объектом, то свойства этого объекта действуют на организм как безусловные раздражители. И тогда животное обращается к объекту, обладающему этими свойствами. Какие же это свойства? Это такие свойства, которые полезны животным и способны служить раздражителями. Вот, скажем, птица. Сначала она не знает, чего хочет, зачем она вылетает в окружающий мир. Потом она сталкивается, скажем, с какой-то веточкой. Отдельная веточка, именно как отдельная веточка, является раздражителем, который приводит к тому, что птица схватывает ее и несет Но раздражитель должен быть для чего-то, должна быть какая-то инстанция, которая воспринимает некое свойство объекта как безусловный раздражитель. А потребность сама по себе такой функции выполнять не может. Поэтому очень важно указать, что у животных кроме потребности имеется и другая инстанция — это специфическая чувствительность. Получается, таким образом, что потребность, когда она возникает у животного, действует на две инстанции (не на одну, а на две). Одна инстанция — это инстанция движения, другая — это инстанция специфической чувствительности.

Значит, потребность, во-первых, возбуждает двигательные зоны и ведет к аппетантному поведению. Во-вторых, она одновременно возбуждает специфическую чувствительность. Когда животное наталкивается на объект, обладающий свойствами раздражать безусловным образом специфическую чувствительность, тогда чувствительность уже вызывает движение. И мы получаем вторую сторону


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: