П. Я. Гальперин лекции по психологии. Поведения в конце обучения и способом решения задачи по освобождению из клетки

поведения в конце обучения и способом решения задачи по освобождению из клетки. Способ явно прост, путем слепых проб. Он постепенно оттачивается, лишние пробы устраняются, и остается только полезное движение. И к концу обучения поведение животного кажется весьма разумным.

Таким образом было доказано, что животное учится не разумно, а только отбирает нужные движения для полезного результата. Задачей Торндайка в этом случае было показать, что животное, научившись этому движению и выполняя его как бы разумно, на самом деле не понимает, что оно делает. И само это поведение разумно лишь внешне, а по сути оно все равно остается неразумным. Для доказательства этого Торндайк лишь слегка изменял задачу: переносил запор на другое место клетки. Достаточно было, например, несколько задержать открывание двери, как восстанавливалась прежняя картина, и животное начинало прыгать в разные стороны, пытаясь открыть дверь клетки. Правда, эти попытки скорее оттачиваются, скорее приходит научение. Но сам характер поведения снова обнаруживает непонимание ситуации, тем более что очень часто животные подходят к месту, где раньше был запор, и по это4-му месту ударяют лапой. Но здесь уже нет запора, а животное тем не менее подходит и ударяет по тому же месту, где раньше был запор, по пустому теперь месту. Животное некоторое время стоит совсем в растерянности, потом начинаются беспорядочные движения, хотя запор находится рядом. Эти ошибки очень ясно показывают, что животное научилось выполнять какое-то движение, которое в прошлом приводило к полезному результату, но оно совершенно не учитывает, как воздействуют его движения на механизм запора.

Аналогичный опыт проводился на обезьянах. Обезьяны — это высшие виды животных. С ними делался такой опыт. В коробке, которая открывается, была спрятана приманка. Эта коробка затягивается ремнем. Животное путем проб и ошибок научается вытягивать этот ремень, срывать его и открывать коробку. Тогда ставится два ремня, совершенно одинаковых. И это оказывается для животного новой задачей, которую надо учиться решать. Правда, оно скорее научится, чем в первый раз. Однако все тем же путем проб и ошибок.

Животное учится, не понимая устройства этих запоров. Научившись, оно приобретает в окончательном виде новые движения,

Ж


ш

очень, казалось бы, нужные, целесообразные, но на самом деле само оно их не понимает, оно выполняет их, получает награду за это выполнение, но механизмы их движений оно не понимает совершенно. Значит, оно и учится неразумно, и выполняет эти движения тоже неразумно. Это основной вывод о том, как формируются и что представляют собой навыки у животных. Потом это переносилось и на человека. Многие до сих пор считают, что и у человека многие навыки являются какой-то противоположностью мышления. Так часто и говорят: «Одно дело — навык, другое»— мышление». Навык — это без понимания, а мышление — это уже с пониманием.

В отношении животных это мнение сохранилось до сих пор, хотя экспериментальные исследования внесли в него большие поправки. Исследования велись в двух направлениях: с одной стороны, это изучение роли ориентировочно-исследовательской деятельности в формировании условных рефлексов, а с другой — данные зоопсихологии. Первый факт, полученный американскими исследователями, относится к открытию так называемых викарных проб и ошибок. Викарные пробы и ошибки — это ориентировочные движения, которые производит животное при выработке навыков. Крыс запускали в бассейн, который они должны были переплыть и обнаружить, какая из двух дверей на противоположном бортике бассейна чуть приоткрыта; именно за этой приоткрытой дверью находится приманка. Дверь приоткрыта незначительно, у крыс вообще плохое зрение, они живут в подполье. Поэтому для них (казалось бы, простая задача) различить, какая дверь приоткрыта, было сложно. Интересно, как крысы начинают замечать приоткрытую дверь. Сначала, в первых нескольких пробах, они производят грубые обследовательские движения, потом, в последующих пробах, эти движения становятся всё более тонкими, затем просматриваются едва заметные колебания туловища, и, наконец, картина выглядит следующим образом: крысы без задержки плывут, и когда они подплывают на достаточно близкое расстояние к тому краю, где находятся двери, то сразу же поворачивают к открытой двери. Вот эти движения являются, по сути, замещениями проб и называются у американских авторов викарными (т. е. замещающими) пробами и ошибками Но при этом не раскрывается, а что же они сами такое — вот эти движения. Об этом они не говорят, но констатируют, что это не просто пробы и ошибки, а какое-то их замещение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: