Лекция 19. Психология внимания. Еще один важный вопрос, который сбивает часто и психологов, и философов, и других: если мы знаем этот процесс


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Еще один важный вопрос, который сбивает часто и психологов, и философов, и других: если мы знаем этот процесс, тогда, значит, мы понимаем и соотношение между психическими явлениями и предполагаемой психологической сущностью? Ведь один из больных вопросов заключается в том, где следует искать механизмы психических явлений? Вроде сами по себе психические явления бесспорны, а вот где их механизм? На э^го все обычно отвечают, что механизмы находятся в мозгу, который производит психические явления. Это вроде такое элементарное, неопровержимое заключение. Но если бы это было правильным, то, значит, психология не имела бы своего предмета как наука, потому что явления не составляют предмета науки, они не изучаются, а только описываются. Наука изучает не явления, а то, что скрыто за явлениями, то, что их производит. Если бы скрытой сущностью психических явлений были физиологические процессы, тогда этим надо было заниматься физиологам, которые и разъяснили бы нам эти процессы. Поэтому многие, искренне считая себя психологами, переходят от психологии к изучению физиологии.

Другие находят иной, но не лучший путь: изучают не физиологические механизмы, а логику тех вещей, среди которых живет и благодаря которым развивается человек. Так работает, например, крупнейший психолог Жан Пиаже. Он говорит, что, конечно, психические явления производятся мозгом и поэтому нужно заниматься изучением мозга, но вы же не объясните, говорит он, почему дважды два — четыре, а не пять, это же необъяснимо физиологическими законами, поэтому надо обращаться к логике, которая это объясняет Логика, конечно, неплохая вещь, но это же опять не предмет психологии Получается, что если бы был правильным первый или второй путь, не было бы нужды в психологии Не развивалась бы психология уже много веков, если бы она не имела самостоятельного большого значения.

Если же мы знаем процесс развития психических функций, мы можем относительно просто ответить на такой при других условиях тяжкий вопрос да, вот те самые действия, которые мы усваиваем, которые у нас формируются, действия, усвоенные нами лучше или хуже, — вот эти действия и лежат за этими явлениями? Явления же только сигнализируют нам о том, как происходит этот реальный процесс, а этот процесс — это не просто физиология, это внешний предметный процесс, только перенесенный в идеальный план.

ЕТЛП


Етгся

Многие об этом говорили, но без указания на то, что предметом психологии становятся новые функциональные структуры, так как деятельность, которую мы усваиваем и которая в нас осуществляется лучше или хуже в зависимости от того, как мы ее усваиваем, она, с точки зрения физиологии, есть действительно система новых функций, функциональная система, или, как говорил великий русский физиолог Ухтомский, это функциональные органы, которые есть не от природы, не от рождения, а которые складываются в процессе воспитания. Но ведь это характеристика той же действительности, но с физиологической стороны! А содержание новых систем составляют усвоенные нами формы идеальной деятельности, предметной деятельности, деятельности во внешнем мире. И это, конечно, уже не просто та же самая деятельность, которая прежде существовала как деятельность внешняя, объективная, так как здесь сказываются все моменты усвоения, образования этой деятельности, все недостатки, которые здесь возможны, и преимущества, которые могут быть по сравнению с внешними процессами.

Теперь можно указать на то, что должна исследовать психология, — она должна исследовать скрытые за явлением реальные предметные и идеальные формы действия. И конечно, самый простой, явный и доступный путь исследования этих форм — это прослеживать процесс их формирования. На этом мы закончим общие рассуждения и перейдем к следующему разделу — учению о формах психической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: