double arrow

П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ. беспокоится. А когда сновидение оставляет тяжкое впечатление, то здесь нельзя сказать, что это беспорядочная работа мозга


беспокоится. А когда сновидение оставляет тяжкое впечатление, то здесь нельзя сказать, что это беспорядочная работа мозга. Почему же она связана с переживаниями? Ведь это не калейдоскоп, когда человек спокойно просматривает меняющиеся картинки. Так было бы и во сне, если бы это была просто беспорядочная игра отдыхающего мозга. Нужно поэтому давать более разумное объяснение, чем беспорядочная игра, тем более, что это фундаментальное явление.

Последние исследования так называемого «быстрого сна» и «медленного сна» показывают, что если помешать тем периодам сна, когда появляются сновидения, то в конце концов это приводит к тяжелому нервному расстройству. Значит, в сновидениях что-то производится. Надо понять, что же это такое.

Существуют разные теории сновидений. Особенно большое распространение получила психоаналитическая теория. Она исходит из того, что сновидение является одним из выражений подавленных переживаний, т. е. имеются какие-то переживания, они могут быть очень давними, обычно они очень тяжкие, неприятные, неизжитые, сохраняющие свою остроту для субъекта, но неосознаваемые, потому что для человека очень тяжко встретиться лицом к лицу с тем, что послужило причиной этих переживаний. Или же человек был с ними связан в таком возрасте, что не понимал этих переживаний. Эти неизжитые переживания детства являются причиной ущемленных аффектов. Эти переживания не пропускаются в бодрствующее сознание, так как человеку тяжело признать, что такие переживания есть. Раз они туда не пропускаются, то они находят окольный путь- с одной стороны, проявляются, а с другой — не узнаются И вот в этом «неузнанном» виде они проявляются в сновидениях.

Недостаток этой теории в том, что ее главный принцип — практика — выглядит так- если человек получает истинное разъяснение этого ущемленного переживания, то оно получает выход в сознание; человек остро реагирует на него, но вместе с тем и освобождается от него. Но чем больше накапливалось фактов, тем больше выявлялся чрезвычайно компрометирующий момент: больной может выздороветь в результате самых разных толкований одного и того же сна. Излечение наступает в результате убеждения больного в истинности того истолкования, которое вот сейчас с ним проводится очередным врачом Однако это один и тот же очаг болезни, который

ЕЕТЯ


ЕЕЯ

«разряжается» при самых разных истолкованиях. Но ведь тогда мы лишаемся критерия истинности толкования — главного орудия психоанализа. Психоанализ лишен всякой возможности проверки, он очень изощрен, потому что единственный критерий оказывается недействительным. Все течения психоанализа предполагают одну исходную форму влечений: у Фрейда это половое влечение, у Адлера — тенденция к компенсации своей |^даЙ:1Йточности, сверхкомпенсация и т. д. А между тем многообразие этих проявлений может быть уложено в схему, не предполагающую обязательно единственного, основного влечения человека.




Сейчас я хочу рассказать о нескольких сновидениях, которые послужат материалом для дальнейшего анализа, и вы увидите, что анализ сновидений -— трудная вещь. Одно из них взято из книги Степанова «Психология сновидений», вышедшей в Берлине в 1922 году Это сновидение восьмилетнего мальчика, которое он рассказал матери. «Мальчик любил мучить животных, был вспыльчивым и жестоким (так называемая «детская жестокость»). Мальчику приснилось, что его укусила бешеная собака, и он бегает и не знает, что ему делать, пока ему не приходит счастливая мысль: передать укус кому-нибудь, что он и делает — передает встречному человеку. Мальчик освобождается и, радостный, бежит домой. Но дома его ожидает нечто невероятное: вся его комната залита по колено(!) кровью, в которой плавает глаз укушенного человека и говорит: «Вот видишь, до чего довел твой укус!» При этом мальчик проснулся весь в слезах, несколько дней ходил сам не свой Животных мучить перестал и даже, наоборот, стал их ласкать».

Эту тему мы продолжим на следующей лекции.

12 ЛСКЦИИ ПО ПСИХОЛ01ИИ


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: