П. Я. Гальперин лекции по психологии. Ное запоминание и произвольное запоминание

ное запоминание и произвольное запоминание. Их надо рассматривать раздельно, чтобы обнаружить их общую основу, потому что феноменально, т. е. с точки зрения того, как они выглядят, они чрезвычайно различны. Прежде всего, чтобы восстановить доброе имя непроизвольной памяти, случайной, как ее называют американские ученые, нужно иметь в виду вот что. Само это название проистекает из того, что изучалось непроизвольное запоминание в контексте традиционного обучения. Но если мы вооружимся методикой поэтапного формирования, то получим сильное средство управления непроизвольным запоминанием. Ведь одна из положительных черт теории поэтапного формирования заключается в том, что мы исключаем задачу памяти, мы никого не заставляем действовать, что-то запомнить. Мы разъясняем новое действие, затем кратко резюмируем задание на карточке перед испытуемым (обучающимся), и он пользуется этой карточкой для решения специально подобранных задач. Ему ничего не нужно помнить, все лежит перед ним. Например, как вы помните, если мы это организуем в порядке поэтапного формирования, то мы карточку не даем как памятку, с чем ее часто смешивают (а эта маленькая ошибка ведет к роковым последствиям). Ведь если вам дается памятка, то тем самым с вас снимается обязанность запоминания. Зачем помнить то, что есть в памятке? Значит, карточка — это ни в коем случае не памятка, а средство для выполнения немедленного действия без предварительного заучивания. А так как в результате такого использования карточки образуется четкая связь между указанием и выполненным действием, то очень быстро испытуемый перестает смотреть на карточку, мы ее у него отбираем Вначале она перед ним, но перевернутая, и мы говорим, что если он что забыл — пусть посмотрит, но затем опять перевернет. Это нам дает возможность регулировать процесс непроизвольного запоминания.

Значит, мы можем управлять непроизвольным запоминанием, а это громадная выгода, так как, во-первых, оказалось, что объем того, что может быть усвоено путем непроизвольного запоминания, несопоставим с тем, что может быть усвоено путем специального заучивания Мы с этим столкнулись, когда занимались обучением работе на станках Были написаны карточки, в которые входили многие указания детали, которые должны быть подготовлены, как приводить станок в рабочее состояние, как его настраивать, как подбирать


изз

режущие, измерительные, вспомогательные инструменты и т. д. Ведь это только подготовка к началу работы, а затем описание процесса работы. В целом карточки состояли из 3-5 страниц машинописи. Это огромный материал. Карточки давались наиболее слабым учащимся ПТУ, и мы сами еще не знали, как ученики с таким материалом справятся. Но оказалось, что достаточно ученикам выточить по этим карточкам 2-3 детали, как они переставали смотреть в карточки. Это новое явление — несравненно больший объем непроизвольного запоминания по сравнению с объемом произвольной памяти. Это делает такой вид памяти очень выгодным.

Здесь все отношения Достаточно ясны. Логическая последовательность обеспечивает быстрое усвоение в действии. Гораздо большую трудность представляет произвольное заучивание, от которого отказываться полностью не следует, но оно применимо только в специальных случаях. Когда мы переходим к произвольному заучиванию, нужно прежде всего понять, в чем же заключается деятельность того, кто должен что-то заучить. Раньше, да и теперь это очень широко распространено, обычная рекомендация заключается в том, что вы повторяете материал, пока он не будет усвоен. Такая глупая рекомендация ведет к тяжелым последствиям, т. е. очень порядочные ученики, слишком покорно следующие указаниям учителя, действительно берут и начинают повторять, а повторение даже одной фразы приводит к тому, что рождается торможение. Простое повторение противоестественно для мозга, так как возникает торможение, защитная реакция мозга. Нередко случается, что дети с нормальной памятью не могут запомнить ни одной строчки.

Более умные преподаватели советуют повторить то, что написано, а потом отложить книгу в сторону или закрыть глаза и постараться воспроизвести то, что прочитано. Конечно, это тоже не очень умная рекомендация, но она невольно наталкивает на то, чтобы прослеживать логические связи того, что хочешь воспроизвести, т. е. так открывается доступ к разумной деятельности. Но она остается нерегламентированной, не указанной учителем, она происходит сама, ребенок доходит до этого сам, т. е. это не гарантировано

А что вы можете еще сказать о памяти? Что делает учащийся, в чем состоит его задача? Наша точка зрения заключается в том, что мы прежде всего должны рассматривать все формы психической деятельности, и память в том числе, как первоначально, в исходном


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: