double arrow

Лекция 26. Психология чувств


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

мышечную работу, но это может быть любая работа, даже чисто физическая. Скажем, если предстоит распилить много бревен, то в крови тоже появляется большое количество адреналина, который является стимулятором мышечной активности. Не обязательно нужно дать кому-то по физиономии, чтобы появился избыток адреналина в крови. К этому ведет вообще всякое изменение мышечного напряжения. Это может быть вообще безо всякой эмоции.

В результате большой эпидемии «испанского гриппа» (начало 1920-х годов) многие люди заболели. Характерным было их внешнее поведение и эмоциональное реагирование. Вскрытие мозга умерших показало, что были поражены большие подкорковые узлы серого вещества. Тогда решили, что эмоции возникают в этих больших подкорковых узлах, особенно в зрительном узле. Но оказалось, что при поражении подкорковых узлов нарушалось внешнее выражение эмоций, т. е. какие-то механизмы, которые обслуживают эмоциональное состояние. Обычно у этих больных было маскообразное, застывшее лицо, а с другой стороны, у них наблюдались непроизвольный смех или плач, вызываемый иногда любым внешним раздражителем. Но это не соответствует эмоциональному состоянию больных. Они говорили, что не испытывают ни горя, ни радости, но огорчаются из-за того, что в них работают какие-то непроизвольные механизмы.

Таким образом, и эта теория оказалась несостоятельной. Но попытки найти физиологические основы эмоций сохраняются до настоящего времени. Они имеют под собой одно рациональное основание, которые заключается в том, что эмоция — это такое состояние, которое нас глубоко захватывает, затрагивает и в острых своих проявлениях связано с обширными физиологическими изменениями в организме. Физиологическое изменение показывает, что данное обстоятельство действительно нас глубоко захватывает, но никакой специфики эмоций до сих пор установить не удалось.

Теперь об информационной теории, которая выдвинута П. В. Симоновым. Теория заключается в том, что эмоции возникают при недостатке информации относительно некоторого изложения вещей. Например, дети играют на железнодорожном полотне. И вот самый маленький из них, когда видит приближающийся поезд, машет ему, находясь на рельсах Другие, старшие, этого не делают.

Эмоции, по этой теории, возникают тогда, когда человек не знает, что делать. Если знает — он делает, и тогда эмоции не возникают

ЕЯ1


идя

А возникают они при недостаточной информации. Однако эта теория дает мало нового. То, что эмоции возникают в жизненно важных ситуациях, это и раньше было известно. Но ведь теория не объясняет ни особенностей ситуации, ни ее характеристик. Она не объясняет, почему человек начинает искать недостающую информацию, почему он эмоционально реагирует именно таким образом. Так что эта теория повторяет давно известную характеристику эмоциональных состояний. Экспериментальные исследования ситуаций очень сложны, и все попытки кончаются безрезультатно.

Вот в Америке был изобретен прибор — «детектор лжи». На человеке закрепляли физиологические датчики, которые записывали все физиологические изменения. Подозреваемому задавали разные вопросы, и если датчики регистрировали, что он при ответах волнуется, делали вывод, что он виновен. Но ведь человек может волноваться из-за того, что его несправедливо обвиняют. Так что эти физиологические показания не всегда правильно расшифровывались.

Некоторые ученые пытались проследить, как возникают эмоциональные состояния. Раньше эмоциональное состояние просто вызывалось, затем его пытались зафиксировать, скажем снять физиологические показания или заснять на кинопленку, да еще при большой скорости, чтобы, пропуская потом пленку в обычном темпе, видеть, как медленно развертываются те изменения, которые мы не успеваем проследить в обычных условиях. Однако такие исследования неубедительны, так как вызывали уже готовую реакцию, а не раскрывали, почему и как она образуется. Например, в Америке проводили опыт по изучению эмоций следующим образом. В специально оборудованное помещение приглашали человека (обычно студента), а другой студент по заранее составленной программе вел с ним безразличный разговор, а потом его оскорблял. Это, естественно, вызывало эмоцию. Это все записывалось. Ну и что? Естественно, если человека незаслуженно оскорбляют, то он вспыхивает. А что можно понять из этого? Ничего. Эмоции вызывались готовым раздражителем и только

Ученица К.Левина — Тамара Дембо в конце 1920-х годов поставила и другие опыты. Они описаны в работе под названием «Гнев» Дело в том, что экспериментаторы пытались вызвать у испытуемых гнев в специально созданных ситуациях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: