Психология чувств

К сожалению, точного определения чувства я дать не могу. Чувствами занимались очень давно, так как видели в них движущую силу поведения. Но не только чувства являются движущими силами поведения. Основная движущая сила — это потребности. А чувства — это форма душевной деятельности, производная от потребностей, но вместе с тем очень своеобразная, играющая большую роль в душевной жизни человека.

Остановимся кратко на античных теориях чувств. В то время подчеркивали два обстоятельства: во-первых, что чувства телесны, как говорили стоики. Они больше всего разрабатывали проблему чувств, видя в них движущую силу поведения и считая их нежелательным явлением. Они разрабатывали и способы борьбы с чувствами. Вырабатывали рекомендации, которые повторялись в новой философии и психологии. Стоики утверждали, что чувства телесны, что они связаны с очень сильными, резкими и внезапными изменениями физиологического состояния, которое составляет основное тело чувства Затем они подчеркивали, как раньше Аристотель, непроизвольность чувств. Аристотель даже говорил, что под влиянием чувств люди совершают такие поступки, какие они и не думали совершать В связи с этим обстоятельством чувства разрабатывались Аристотелем большей частью в двух разделах его философии: в учении об этике (об основах поведения) и в риторике (в учении об ораторском искусстве). Считалось, что оратор должен обращаться не к разуму, а к чувствам слушателей, если он хочет их заставить делать то, что они вовсе не хотят делать. Чувства заставляют человека действовать вопреки его прежним намерениям, захватывают его неожиданно и непроизвольно. Это античное учение о чувствах. Отсюда — различные рекомендации, рецепты по борьбе с чувствами.

Главный рецепт состоит в том, чтобы не позволить чувству захватить себя неожиданно Прежде чем вы начнете действовать под


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Влиянием чувства, посчитайте до десяти, за это время вы можете опомниться и не будете делать того, чего не хотели делать.

Декарт развивал так называемую рационалистическую теорию страстей. Он считал, что в основе страстей лежит представление о вещах, которые понимаются нами так или иначе. А развитие страстей происходит под влиянием развития нашего представления о вещах. Это рационалистическая теория: здесь разум является важнейшим условием изменения, развития страстей в процессе развития человека. Одновременно с этим Декарт подчеркивал физиологическую сторону состояния организма человека. Он подробно описывал физиологические изменения при страстях. Однако реальных физиологических изменений организма при страстях он в то время знать не мог. У Декарта каждое описание физиологического изменения при страстях заканчивается такими словами: поэтому такая-то страсть очень полезна для здоровья, например радость, а другая страсть вредит здоровью. Вместе с тем Декарт придавал исключительно большое значение душевной жизни человека (страстям). Он указывает на несколько значений страстей, например, что в страстях выражается первичное значение того, что организму полезно, а что вредно. Таково биологическое значение страстей.

В страстях человек обретает единство своего существа — души и тела. Именно Декарту принадлежит это четкое разграничение души и тела. Это учение о душе и теле держится до сих пор. Декарт считал человека существом двойственным. И что только в страстях человек обретает психофизическое единство, потому что страсти заставляют человека действовать в том направлении, к которому они предрасполагают и тело. Еще Декарт указывал на то, что в страстях заключается все счастье и несчастье человеческой жизни Вот это и есть рационалистическое учение о страстях, о том, что в основе страсти лежит представление о вещах и что страсти развиваются, изменяются в связи с изменением этого представления. Это рационалистическое учение (или теория) держалось до середины XIX века, можно считать, почти 200 лет после Декарта. И эта теория страшно всем надоела, потому что все понимали, что основной элемент страсти вовсе не является рассудочным, а это лишь некое состояние физиологической взволнованности. По Декарту же получалось, что наиболее существенно рассудочное понимание вещей, но это настолько не отвечало природе страстей, что среди ученых


накапливалось недовольство. С развитием физиологической психологии возникла реакция обратного направления, которая указывала на то, что понимание вещей — это в страстях совершенно второстепенное, производное. Все дело в физиологической взволнованности, которая сопутствует страстям. С этой точки зрения, подобная взволнованность и составляет саму страсть.

Было выдвинуто несколько теорий. Одна из них — теория эмоций Джеймса-Ланге. По этой теории считалось, что страсти возникают из-за изменений в сосудах и мышечном тонусе, т. е. физиологические изменения и их отражение в сознании человека — это и есть страсть. А предмет, на который направлена страсть, — неважен и несущественен^Это было прямым противопоставлением рационалистической теории страстей. В доказательство этого положения Джеймс указывал на то, что существуют необъяснимая тоска и даже чувство любви, которые возникают сначала беспредметно, а потом находят какой-то случайный объект и на нем фиксируются. Учение о том, что предмет (вещь, объект) является совершенно случайным обстоятельством, что могут быть страсти, по сути дела, и вовсе беспредметные, — это учение физиологического направления. Затем оно претерпевало изменения, но держится до настоящего времени.

В 1910-1912 годах получило распространение учение об эндокринных железах и их продукте. Считалось, что гормоны, поступая в кровь, обусловливают возникновение эмоций. Так, половые гормоны вызывают появление готовности любить и соответствующих чувств, а адреналин создает состояние агрессивности, готовности наброситься на человека Эта теория получила широкое распространение. Затем ее попробовали экспериментально проверить Автор этой теории — американец Джордж Кеннон пытался искусственно вызвать эмоции, вводя определенную дозу адреналина в кровь человека, находящегося в спокойном состоянии Получились занятные результаты: физиологические изменения регистрировались, возникло состояние приподнятости, готовность наброситься на кого-то без соответствующего душевного настроения. И эти искусственно вызванные состояния получили название «холодные эмоции». Внешне все соответствует состоянию эмоционального возбуждения, а самой эмоции нет. А потом вообще было доказано, что поступление адреналина в кровь в большом количестве действительно меняет состояние тонуса организма, настраивая его на очень активную


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: