double arrow

ЛЕКЦИЯ 26. ПСИХОЛОГИЯ ЧУВСТВ. своего рода действие. Оно может быть обращено вовне или против самого себя



П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

своего рода действие. Оно может быть обращено вовне или против самого себя. Но аффект всегда есть действие. Чем же отличаются эти аффективные ситуации от решаемых рационально?

Во-первых, задачи, решаемые посредством аффекта, отличаются от задач, решаемых интеллектуально. Задачи аффективного рода — это задачи, в систему которых включен сам испытуемый. Он находится внутри ситуации, из которой не может вырваться. Интеллектуальная задача характеризуется тем, что все условия ее находятся перед испытуемым. В конце концбв, испытуемый может решать или не решать эту задачу. Он может ее отложить или вообще отказаться от ее решения. Если не отказывается, то все равно то, что касается самой задачи, находится вне человека, ее решающего. А задачи эмоционального порядка — это задачи, в состав условий которых входит сам испытуемый со всеми своими особенностями и свойствами.

Во-вторых, в этих задачах есть некое ключевое звено, которое очень часто вовсе не принадлежит к составу вещественных условий задачи, а скорее относится к «моральным» условиям. Например, какое-то представление о престиже, о самом себе, о своем достоинстве, о том, как я выгляжу для другого, является ключевым моментом всей ситуации, а если выключить этот момент, то ситуация разрушится. Все люди, которые попадали в такие экспериментальные ситуации, считали себя обманутыми, но за это они должны винить самих себя, а не экспериментатора, так как они чувствовали себя обязанными перед экспериментатором, боялись потерять свое лицо в его глазах Вот это и является ключевым объектом в таких задачах, который не всегда совпадает с явными условиями задачи И одна из величайших задач такого рода — выяснить, а что это для меня значит, стоит ли вообще решать задачу Важно, как я себя показываю в такой ситуации, хотя задача может быть совершенно ничтожной

Здесь надо подчеркнуть, что учение о беспредметности чувств — ложное. Другое дело, что предмет чувства может быть неясным. В «беспредметных чувствах» нет четкого представления о том, а что же именно тебе угрожает. Это не обязательно какая-то опасность, к которой можно относиться рационально, это не просто опасно — это страшно Значит, это что-то другое Когда я работал врачом, то видел людей, которые переживали беспредметный страх И наоборот — людей, переживавших те же состояния, которые у других

ЕЯ1


ЕПЯ

порождали беспредметный страх, но у них страха не было, а было сознание опасности. Есть такое заболевание — «грудная жаба». Это болезнь сердечно-сосудистая. Сосуды плохо работают, сжимаются плохо и дают тяжкую боль. Эти боли у очень многих сопровождаются страхом, причем настолько сильным, что некоторые хотели даже покончить с собой, чтобы не испытывать этот страх. Чувство страха часто можно наблюдать и у людей; Находящихся в депрессивном состоянии — состоянии тяжкого угнетения, когда больной испытывает такую тоску, что систематически пытается покончить с собой. Таких больных необходимо держать в психиатрических заведениях, потому что за ними нужно все время следить. Так что это совершенно разные состояния: чувство опасности и чувство страха.


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7