Функция | Сообщения, реализующие эту функцию |
Управленческая, воздействия | побудительные |
Информативная (передача реальных или вымышленных сведений) | информативные |
Эмотивная (возбуждение эмоционального переживания) | экспрессивные |
Фатическая (установление и поддержание контакта) | фатические |
Функция воздействия считается генетически исходной функцией коммуникации. По мнению историка и психолога Б.Ф.Поршнева [4] речь изначально возникла как способ внушения, или суггестии, и была самым мощным средством воздействия из всех, имеющихся в арсенале человека. Учитывая это, можно выделить два аспекта коммуникации:
Рис. 1. Аспекты коммуникации
Командный аспект определяется видом сообщения: при одном и том же содержании вид сообщения может быть различным.
Вид сообщений является отражением взаимоотношений между общающимися. В неконструктивных отношениях содержательный аспект коммуникации становится все менее важным, акцент делается не на том, что сказано, а на том, как это сказано. Командный аспект может быть передан вербально или невербально.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие процессы в структуре общения описывает коммуникативная сторона общения?
2. В чем отличие коммуникации в общении от процесса передачи информации?
3. Можно ли выделить функции коммуникации, которые выполняет любое сообщение?