double arrow

Роль терапевта в семейной терапии

Гештальт-терапевт принимает участие в интерактивном цикле семьи или супружеской пары в качестве наблюдателя. Фигурой внимания терапевта может стать определенная фаза цикла, потому что семейная система слишком гладко проходит эту фазу, либо потому что в этой фазе проявляется неосознанное сопротивление или прерывание контакта. Цель терапевтической интервенции состоит в том, чтобы пробудить у участников осознавание того, как они взаимодействуют между собой. Терапевт сообщает им об их сильных сторонах, о том, что они уже умеют делать хорошо, и только затем – об их слабых позициях, о том, чему им следует еще научиться.

В течение первой беседы супругов или членов семьи терапевт стимулирует интерес и любопытство системы к процессу их взаимодействия, для того чтобы научить их замечать, каким образом они вступают в контакт. Затем терапевт помогает им преодолеть сопротивление, тем самым восстанавливая работу нарушенной системы.

Гештальт-терапевт старается научить супружескую пару или семью принимать участие в процессе взаимодействия и бороться за то, чтобы улучшить продвижение по интерактивному циклу. Семейного гештальт-терапевта можно назвать участником-наблюдателем, с преобладанием позиции наблюдателя.

Наблюдение за интерактивным циклом семейной системы нужно терапевту для того, чтобы определить уже существующие ее навыки, а также ее недостатки и сопротивление. Терапевт, в свою очередь, ориентируется на свою собственную реакцию – его чувства являются важной частью феноменологического материала для терапии.

В качестве “участника” терапевт организует терапевтическую ситуацию таким образом, чтобы супруги или члены семьи общались непосредственно друг с другом и меньше обращали внимание на него самого. Такой образ действий дает терапевту свободу наблюдать и оценивать способы общения своих пациентов. Впоследствии терапевт использует свои наблюдения и реакции, для того чтобы выбрать фигуру внимания, провести интервенцию таким образом, чтобы участники запомнили некоторые аспекты процесса. Это может стать полезным для пациентов, так как они узнают больше о самих себе и своей собственной проблеме. В результате терапевт приводит в движение живой процесс осознавания, открывая людям глаза и давая им больший простор для выбора.

Семейный терапевт предлагает пациентам эксперименты, создающие новые ситуации, из них супруги или члены семьи могут извлечь уроки нового поведения, новых чувств, новых открытий9. Клиенты учатся использовать свое новое осознавание "здесь и сейчас", в присутствии терапевта-“тренера” и свидетеля. Они учатся расширять свой опыт.

Терапевт может проводить эксперименты в любой фазе цикла, когда необходимо научиться чему-то новому. Он может обнаружить место, где границы становятся слишком размытыми (конфлюентными и смещенными) или слишком жесткими (напряженными и непроницаемыми), и предложить клиентам эксперимент, чтобы изменить взаимоотношения между двумя людьми или частями системы.

Терапевт может рассказать присутствующим о своих собственных переживаниях, связанных с происходящим, используя свое воображение, чтобы спровоцировать новое осознавание и новый взгляд на самих себя. Терапевт также выявляет полярности и работает с ними, обращая на них особое внимание.

И наконец, гештальт-терапевт одобряет, уважает и ценит любые усилия присутствующих, то есть все, что происходит в его кабинете. Терапевты – это люди, которые склонны сочувствовать другим. Они должны служить примером для своих пациентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: