double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Дипломная работа посвящена исследованию понятия и сущность источников права, и место норматвино-правовых актов Республики Казахстан в системе действующего

1

Дипломная работа посвящена исследованию понятия и сущность источников права, и место норматвино-правовых актов Республики Казахстан в системе действующего права страны.

Рассмотрим мнение известного ученого Д.А. Керимова, который выдвигает три основания понимании и определении права: «Во-первых, правом является не только то, что установлено или санкционировано официальными органами государства, но и то, что с объективной необходимостью вытекает из жизнедеятельности общества; право существует не только в форме официально-институциализированной нормативности, но и во многих иных видах (в том числе и в ненормативных формах). Во-вторых, право – это отнюдь не только совокупность правовых норм, но и система правовых принципов, правовая политика, а также множество ненормативных установлений и т.д.; право нельзя сводить лишь к статической совокупности его нормативных (и ненормативных) установлений, поскольку смысл права – в его динамике, в действенности, практическом регулировании соответствующих общественных отношений. В-третьих, определение права, с одной стороны, как государственной воли, а с другой – как статической совокупности нормативных предписаний внутренне противоречиво, поскольку сама воля представляет собой, как известно, предметный, динамичный, реализующийся вид сознания, вовсе не сводящийся лишь к одним предписаниям» [15, с. 337].

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи 4, «действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики» [17].

Многозначное понимание категории «право» в теории повлекло необходимость в официальном разъяснении указанной нормы. В октябре 1996 года Конституционный Совет Республики Казахстан, рассмотрев обращение Председателя Мажилиса Парламента, дал официальное толкование пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан.

Конституционным Советом Республики Казахстан было указано, что «действующее право Республики Казахстан рассматривается здесь как система норм, содержащихся в принятых правомочными субъектами в установленном порядке нормативных правовых актах: Конституции и соответствующих ей законах Республики, Указах Президента, постановлениях Парламента, его Палат и Правительства Республики, иных нормативных правовых актах, международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.

Все указанные нормативные правовые акты включаются в состав действующего права, если они не отменены, в том числе – в связи с принятием новых нормативных актов» [18].

А что касается понятия и сущности «источник права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объек­тивные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жиз­ни общества, экономические, политические и социальные по­требности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.

Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему фор­мы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием ис­точников права в формальном или юридическом смысле слова.

Актуальность дипломной работы. Как отмечается в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 года по 2020 год, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года, государством приняты меры, позволившие вывести нормотворческий процесс на новый качественный уровень. Вместе с тем, фундаментальные изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия источников права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства. В дипломной работе рассматривал исследование нормативных указов Президента Республики Казахстан как источников действующего права, проведенным после конституционных реформ 2007 года. А также впервые проведен сравнительный анализ всех полномочий Президента Республики Казахстан, касающихся правотворческой сферы. Кроме того, выработаны предложения, направленные на повышение эффективности правотворческой деятельности Главы государства, а также анализируется право законодательной инициативы Президента Республики Казахстан.

На сегодняшний день в качестве приоритетных направлений развития правовой системы выделяются: перспективное планирование законопроектной деятельности; введение научной (правовой, антикоррупционной, криминологической и др.) экспертизы проектов нормативных правовых актов; полное финансовое обеспечение принимаемых законов [1].

Сегодня можно отметить, что Республика Казахстан вышла на новый этап развития государственности, преодолела основные трудности переходного периода, в том числе, и трудности, связанные с законодательным регулированием новых общественных отношений. Большой вклад в это внес Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.

Таким образом на основании всего вышеизложенного в работе можно сделать вывод о том, что источники права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве..

Задачами дипломной работы являются:

1. Определить понятие и сущность источников права

2. Определить виды источников права

3. Выявить место обычаев, законов, подзаконных актов, актов государственных органов в системе источников права.

4. Определить, являются ли или постановление судебных органов, постановления конституционного совета РК, судебная практика, судебный прецедент источниками права Республики Казахстан, дать обоснование этому.

Целью дипломной работы являются – Раскрыть тему дипломной работы, дать юридическую характеристику источникам права.

Объект исследования - законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты органов исполнительной, законодательной и судебной власти, нормы международного права, международные договоры, постановления верховного суда, постановления конституционного совета РК, судебная практика, современные проблемы источников правового регулирования.

Уровень исследовательности – при написании работы использованы различные литературные источники, в том числе конституция, законы и подзаконные акты, научно-практическая литература, решения судебных органов Республики Казахстан, статьи юристов в печатных изданиях, теоретические и практические знания.

Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный.

Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: