Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки.
Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
Лекции
Лекция 1: «Теория и методология исторической науки» (2 часа)
Самостоятельная работа:
- решение теста по разделу 1 фонда оценочных средств «Теория и методология исторической науки» (См. Приложение 3)
Студент должен знать: сущность основных функций исторического знания; понятие об исторических источниках, их виды и содержание; основные приемы работы с историческими источниками; сущность основных методологических подходов в исторической науке и их основоположников, основные принципы и методы исторического исследования; особенности российской историографии на разных этапах развития,ее выдающихся представителей и их вклад в отечественную историческую науку.
2. Первобытная эпоха человека. Особенности становления государственности в России и мире. Древнерусское государство
Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.
Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Страна ариев. Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии. Греческие колонии в Северном Причерноморье;Скифские племена; Великое Переселение народов в III– VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.
Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Восточные славяне в древности VIII–XIII вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя.
Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. Пути возникновения городов в Древней Руси.
Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.
Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.
Лекции:
Лекция 2. «Этногенез индоевропейцев и восточных славян. Славяне в догосударственный период». (2 часа)
Лекция 3. «Особенности становления государственности: Киевская Русь и Западная Европа» (2 часа).
Лекция 4. Русские земли между Западом и Востоком (XIII–XV вв.) (2 часа)
Семинары:
Семинар 1. «Спорные вопросы в истории Древнерусского государства» (4 часа)
Семинар 2. «Историческая альтернатива в развитии русских земель: монархия или республика» (2 часа)
Самостоятельная работа:
- решение теста по разделу 2 фонда оценочных средств: «Древняя Русь (IX – начало XII в.). Русские земли в период политической раздробленности (XII – первая половина XV в.)»
- составление тематических таблиц
Деятельность первых русских князей(IX - начало XII вв.)
Киевские князья | Годы правления | Основные события |
Внешняя политика Киевской Руси
Внешнеполитические направления | Цели | Основные события | Персоналии | Результаты |
Студент должен знать: проблему этногенеза восточных славян; основные этапы становления Древнерусского государства и его социально-политический строй; важнейшие события внутренней и внешней политики Киевской Руси, их причины, сущность и последствия; основные памятники древнерусской культуры IХ – начала ХII в.; предпосылки политической раздробленности, ее сущность и последствия; эволюцию восточнославянской государственности к началу ХII в.; особенности развития наиболее крупных центров Руси этого периода: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики; основные события, связанные с борьбой Руси против иноземных захватчиков в XIII в.;последствия монгольского нашествия и влияние монгольского владычества на развитие русских земель; предпосылки и особенности образования единого Российского государства; важнейшие события, связанные с возвышением Московского княжества в Северо-Восточной Руси (XIV – середина XV в.)
3. Европейское средневековье и развитие Российского государства (вторая половина XV – XVII вв.)
Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.
Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды. Экспансия Запада. Александр Невский. Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества Присоединение Новгорода и Твери. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.
XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Дискуссия об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.
Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский.
Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры.
Лекции:
Лекция 5. Формирование национальных государств в Европе. Объединение русских земель и образование Московского государства: этапы и особенности. (4 часа)
Лекция 6. «Эпоха Нового времени. Россия XVII в.» (4 часа)
Семинары:
Семинар 3. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (2 часа)
Самостоятельная работа:
- решение тестов по разделу 3 фонда оценочных средств: «Образование и развитие Российского государства (вторая половина XV – XVII вв.)»
- составление тематических таблиц
Завоевательные походы монголов
Направления походов | Цели | Основные события | Результаты |
Объединительная политика московских князей в XIV- начале XVI века
Этапы | Основные события | Методы | Персоналии |
Смутное время
Этапы | Царь (лидер) | События |
Социально-экономическое и государственное развитие России в XVII веке
Новые явления | Характер и описание |
Территориальные приобретения | |
Новые явления в экономике | |
Приказная система | |
Церковь и государство | |
Укрепление феодально-крепостнической системы | |
Социальные катаклизмы (восстания) |
Основные направления внешней политики России в XVII веке
Направления | Цели и задачи | Даты и события | Результаты |
Северо-западное | |||
Западное | |||
Южное | |||
Восточное |
Студент должен знать: основные события завершающего этапа образования единого Российского государства, его социально-политическое, экономическое и духовное развитие; особенности внутренней и внешней политики Ивана III и Василия III; особенности правления Ивана IV; реформы Избранной Рады; причины и последствия опричнины; основные направления внешней политики Московского государства в XVI в., характерные черты русской традиционной культуры и ее достижения в этот период; причины, хронологию и основные события Смутного времени, их последствия; политическое развитие страны при первых Романовых, начало оформления абсолютной монархии; задачи и итоги внешней политики России в ХVII в.; особенности социально-экономического и духовного развития России в XVII в.; новые черты в экономике страны; социальную структуру русского общества; этапы оформления крепостного права; проявления социального протеста в этот период, их причины и последствия; раскол Русской православной церкви.