double arrow

Вспомогательные исторические дисциплины

Историческая наука располагает кругом вспомогательных дисцип­лин:

- археология – изучение ис­тории по предметам и сооружениям про­шлого путём раскопок;

- архео­графия – изучение древних документаль­ных памятни­ков;

- генеалогия – изучение родственных связей отдель­ных лиц, семей;

- геральдика – изуче­ние гербов, правил их составле­ния и описания;

- краеве­дение – изучение истории населённого пункта или региона;

- нумизматика – изучение монет и бумажных денежных знаков;

- униформоведение – изучение истории форменной одежды;

- эпиграфика – изучение надписей (граффити) на камнях и изделиях;

- сфрагистика – изучение печатей.

Более подробно остановимся на исто­риографии и источни­кове­дении.

Историографияисторическая дисциплина, изу­чающая развитие исторических знаний и самой исторической науки. В Древней Руси изучение прошлого началось с составления лето­писейлето» – год) – повременных записей о происходив­ших со­бытиях.

Процесс превращения исторического знания в науку начался в Рос­сии с кон. XVII – нач. XVIII в. Василий Никитич Татищев (1686–1750)в «Истории Российской» опи­сал события с древности до Петра I. К сожалению, иногда Татищев занимался «конструированием» истории, домысливая ситуации с целью стройного изложения материала.

В XIX в. 12-томная «История государства Российского» Нико­лая Михайловича Карамзина (1766–1826) вызвала интерес к истории в обществе. Сергей Михай­лович Соловьёв (1820–1879) в 29-томной «Истории России» рассмотрел факторы истори­ческого развития, опреде­лявшие своеобра­зие истории России: при­родно-гео­графические усло­вия, свойства национального характера и др. Ва­силий Осипович Ключев­ский (1841–1911) в «Курсе русской ис­тории» выделил факторы, определяющие ход исторического про­цесса: географи­ческие, экономиче­ские, социаль­ные, политические, этнографические и лично­стные.

После 1917 г. утвер­дилось марксистское направления в исто­рической науке «как единст­венно верное». «Краткий курс истории ВКП(б)» (1938 г.) являлся универ­сальным учебником истории и был объявлен «энциклопедией знаний в области марксизма-ленинизма», «гениальным трудом И. В. Сталина». Ослабление идеологических тисков наступило в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. Историки России получили возмож­ность изу­чать ранее закрытые архивные источники, знакомиться с зарубежными трудами, высказывать независимые суждения.

Источниковедение – дисциплина, разраба­тывающая теорию, ме­тодику и технику изучения истори­ческих источников. Историче­ские источни­ки – объекты, отра­жающие историче­ский про­цесс и свиде­тельствующие о прошлом чело­веческого общества. Источники подразделяются на вещественные, лин­гвистические, изобразительные, звуковые, письменные. Источники хранятся в архивах. Работа с источни­ком начинается с атрибýции – установле­ния его авторства, вре­мени и места возникновения. Но и в случае установ­ления подлинности текста его содержание подлежит критическому анализу. Доку­мент обычно отра­жает позицию отдель­ного человека или поли­тической структуры. Поэтому он может содержать приписки, фальсификацию. Работа историка сродни труду следова­теля, пы­тающегося установить истину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: