Каламбур

Во всём множестве представленных в эссе стихов из «Хари-бхакти-виласы» говорится о запрете принимать в Экадаши любую пищу, а не только зернобобовые, начиная со стиха, определяющего вечную природу Экадаши-вратышримад-экадаши-вратасйа нитйатвам – уже цитируемого нами:

«Вечная природа обета в святой Экадаши заключена в любви к Кришне и в исполнении указаний Священных Писаний, а также в запрете на приём какой бы то ни было пищи [любой – бходжанасйа – еды вообще] и в навлечении на себя вреда при невыполнении этого» (12.4).

– А как же крылатая экадашная фраза: «Лучше принять прасад и воспевать Харинаму, чем держать нирджал и думать о еде!»?

Откуда эта фраза? Из какой шастры? Она получена по парампаре? От Шрилы Санатаны Госвами? Или порождена сметливым умом, который пытается оправдать своё гастрономическое настроение? Свидетельством каких шастр можно подтвердить, что это на самом деле лучше в Экадаши – принять прасад и воспевать Харинаму, чем держать нирджал и думать о еде? Таких свидетельств нет! Есть свидетельства о дурных последствиях экадашных трапез и об уступке, которая даётся детям, старикам и больным людям; но принимать пищу в Экадаши под предлогом воспевания Святого Имени шастры никому не позволяют! Люди могут морочить голову друг другу, но обмануть шастры никому не удастся! Как бы убедительно человек ни оправдывал своё нарушение составляющих вечной природы Экадаши-враты и какими бы изощрёнными и хитрыми ни были его аргументы, принимая любую пищу в Экадаши, он подпадают под действие 4-ой составляющей – «навлечение на себя вреда». Апологеты приведённого выше каламбура – не исключение. Тем более, что, объявив о приёме пищи исключительно ради воспевания Намы, они, откушав в Экадаши не раз и не два, как правило, отправляются вслед за этим спать, забыв, ради чего отменили нирджал и трапезничали. Этим они окончательно доказывают, что их каламбур – лишь маскировочное средство, вводящее в заблуждение доверчивую публику относительно подлинной причины их приёма пищи в Экадаши. Каждый, кто на самом деле посвятил свою жизнь Наме, знает, что нирджал в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы создаёт идеальные условия для воспевания Святого Имени и пробуждения баддха-дживы! А воспевание, сопровождаемое приёмом пищи в Экадаши, – как мёртвому припарки! Тот факт, что экадашная трапеза увлекает в ад, как об этом свидетельствуют шастры, говорит о сильнейшем осквернении, которое происходит в Экадаши в процессе приёма любой пищи и даже воды. Каким должно быть качество воспевания, чтобы компенсировать это осквернение? Кто-то уверен, что сможет обеспечить это качество после приёма пищи в Экадаши? Шастры утверждают, что это невозможно, и мы приведём их свидетельство. Манас (ум) создан для того, чтобы обманывать дживу, поэтому шастры и только шастры могут дать ответ относительно подлинного смысла этого каламбура и последствий его применения.

– Но разве он лишён логики, основанной на шастрах? Не посты в Экадаши, а воспевание Святого Имени является юга-дхармой. Почему же нельзя отдать предпочтение Наме?

В том-то и дело, что этот каламбур, как и приведённый Вами только что аргумент, в выводах своих опирается не на шастры, а на логику. Логика, основанная на шастрах, подчиняет себя шастрам и следует их предписаниям, а не толкует шастры под заказ использующих логику людей. Шастры предписывают воспевать Святое Имя и устанавливают Его приоритет по отношению к другим ангам бхакти; они же категорически предписывают соблюдать нирджал в Экадаши. Логика, основанная на шастрах, подсказывает делать и то, и другое, а не манкировать нирджалом под предлогом воспевания Святого Имени. Шастры не описывают эту возможность или такой характер и диапазон применения предоставленного Хари-наме приоритета по отношению к Экадаши-врате. Простой пример: без воздуха мы не можем прожить и нескольких минут, поэтому он более важен для нас, чем вода и пища; мы отдаём приоритет воздуху, но он не может заменить нам ни воду, ни пищу, и мы от них не отказываемся. Подобно этому, Нама-бхаджан и Экадаши-врата не исключают друг друга, а дополняют и обогащают. Шастры – это наставления и милость Кришны в виде священных писаний. Они прославляют Святое Имя, ибо Оно неизмеримо больше, чем юга-дхарма: Оно – сам Кришна! И этот Кришна, как свидетельствуют шастры, хочет, чтобы мы в Экадаши соблюдали нирджал. А что хочет Нама в то время, когда Кришна что-то хочет? Разумеется, Нама хочет того же самого, что хочет Кришна, ибо Нама (Имя) и Нами (Обладатель Имени) – тождественны. Они – Единое Целое. Значит, следовать этому каламбуру – это действовать не только вопреки желанию Кришны, который предписывает нирджал, но и вопреки желанию Намы, которое единодушно с Кришной! А мы спекулируем на Харинаме, чтобы отменить нирджал! И каким же будет воспевание?

Что такое Экадаши-титхи? Кришна говорит: «Я сам становлюсь этими днями!» Это значит, что Экадаши-титхи не зря называют Мадхава-титхи, они – сам Кришна! Если бы мы могли не реализовать, не осознать, а хотя бы до некоторой степени осмыслить эту трансцендентную тождественность Намы, Кришны и Экадаши-титхи, нас не удивило бы, что в «Према-виварте» Шри Чайтанья Махапрабху определяет Нама-бхаджан и Экадаши-врату как вечную единую таттвушринамабхаджана ара экадаши-врата экататтва нитья.... Таким образом, попытки противопоставить друг другу Нама-бхаджан и Экадаши-врату, предпринимаемые апологетами этого каламбура, лишь свидетельствуют о неудаче, которую они потерпели как во взаимоотношениях с Харинамой, так и во взаимоотношениях со Шри Экадаши-дэви. Воспевание Святого Имени – это юга-дхарма, а не индульгенция принимать пищу в Экадаши. Шастры дают такую индульгенцию определённой категории людей, как мы знаем, но те, кто присваивает её себе, оправдывая нарушение нирджала воспеванием Хари-намы, не входят в этот список!

– А если апологеты этого каламбура находятся на уровне спонтанной преданности, которая не регулируется шастрами?

Все спутники Шри Чайтаньи Махапрабху находились на уровне спонтанной преданности и, в силу этой преданности, не принимая ни воды, ни пищи и не смыкая глаз, пили нектар Экадаши-враты, как амброзию или амриту, воспевая Святые Имена Кришны вместе с Махапрабху весь день и всю ночь! Они дали пример соблюдения Экадаши, поэтому мы знаем, как проводят Экадаши-врату те, кто находится на уровне спонтанной преданности. Кроме того, есть описания рага-марга, которые дают бхакти-шастры, например, «Шри Рагавартма-чандрика» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура; эта шастра посвящена рагануга-бхакти, и в ней говорится, что пренебрежение постом в Экадаши – это нама-апарадха! А воспевающий нама-апарадху не может находиться на уровне спонтанной преданности.

– Но, может быть, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, говоря о посте, подразумевает воздержание от зернобобовых?

Мы можем назвать постом всё, что угодно, но наши названия ни постами, ни соблюдением Экадаши не станут. Экадашный пост описан в шастрах, в частности, в «Хари-бхакти-виласе», и когда такие ачарьи, как Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, говорят о посте в Экадаши, они подразумевают именно это, а не чьи-то фантазии. Автор «Шри Рагавартма-чандрики» не ставил задачу описать в этой шастре составляющие Экадаши-враты – это сделал до него Шрила Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласа» (12.4), поэтому Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит об Экадаши-врате, как о хорошо знакомом всем процессе, не требующим пояснений. Тем не менее, по содержанию текста и используемым словам легко понять, он имеет в виду полный пост, а не воздержание от зернобобовых. Во-первых, он сравнивает его с суровыми аскезами, которые совершали Шрути, чтобы обрести гопи-прему и родиться во Врадже; а во-вторых, говоря о том, что вайшнавы не должны есть в Экадаши, он использует слово бходжана, подразумевающее любую пищу, трапезу вообще:

«Вайшнавам запрещено принимать пищу, не предложенную Бхагавану, но в Экадаши они не должны есть даже маха-прасад

Это запрет на приём любой пищи, а не какого-то конкретного её вида.

(Позже мы обсудим метод «адаптации» шастр к условиям Кали-юги, освоенный приверженцами воздержания от зернобобовых, посредством добавления в процессе перевода и редактирования отсутствующего в исходном тексте сл о ва анна (зерно) к слову бходжана (вкушать) и превращения, таким образом, нирджала в воздержание от зернобобовых).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: