double arrow

Правовой режим товаров


Правовой режим товаров в торговлесоздается различ­ными способами, они достаточно разнообразны и интерес­ны. Это могут быть требования, касающиеся:

— определения статуса и правомочий продавца и поку­пателя. Здесь через регулирование правоспособности ока­зывается влияние на совершение операций с товарами;

— возможности и порядка приобретения или отчужде­ния различных товаров;

— порядка хранения, транспортировки, учета различ­ных товаров, также создающие разные правовые режимы.

С юридико-технической точки зрения режим товаров может создаваться путем издания законодательных и адми­нистративно-распорядительных актов, касающихся дей­ствий с товаром. Не меньшее влияние на режим обращения товаров могут оказывать международные договоры, а так­же конкретные торговые договоры, заключаемые между хо­зяйствующими субъектами, например, об исключительной продаже товаров на определенной территории.

Статья 129 ГК, регулирующая оборотоспособность объектов гражданских, а соответственно, и торговых право­отношений, в самом общем виде называет три режима обра­щения товаров. Это свободно отчуждаемые товары, ограни­ченные в обращении и изъятые из оборота.

Режимные требования, связанные с вещественными свой­ствами объектов,могут диктоваться интересами государст­венной и общественной безопасности. Так, в целях государст­венного контроля за движением определенных объектов Указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продук­ции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реали­зация которых запрещена» утвержден Перечень изделий, сво­бодная реализация которых запрещена. Перечень фактически включает две группы предметов:полностью изъятые из тор­гового оборота и ограниченные в обороте.

Полностью изъятыми, к примеру, считаются стратегические материалы, вооружение, взрывчатые вещества, ракетная техни­ка, шифровальная техника и ряд других. На практике это имущество может продаваться и продается, но в специальном порядке. Постановлением Правительства РФ от 10.12.1992 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, сво­бодная реализация которой запрещена», установлен порядок поставок таких изделий на основании разрешений на использо­вание и квот, выдаваемых соответствующими министерствами или органами власти субъектов Российской Федерации.

Установление режимных требований зачастую диктует­ся экономическими интересами государства, целямиза­щиты отечественных производителей. Это касается экспортных поставок и закупок по импорту. Здесь используют­ся разнообразные приемы, создающие особые правовые ре­жимы деятельности с определенными товарами.

Различаются следующие методы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности: 1) таможенно-тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование; 3) запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способ­ствующие развитию внешнеторговой деятельности. Они предусмотрены Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внеш­неторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».




Так, согласно ст. 23 и 24 Федерального закона «Об ос­новах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нетарифными способами регулирования внешнеторговой деятельности служат, в частности, лицен­зирование деятельности и введение квот на экспорт и им­порт отдельных товаров. Выдача лицензий и распределе­ние квот, в том числе в порядке проведения конкурса или аукциона, производится по решению федерального органа, определяемого Правительством РФ.

Некоторыми федеральными законами предусмотрены количественные ограничения реализации отдельных видов товаров также и на внутреннем рынке. Так, закупки этило­вого спирта для производства алкогольной продукции осу­ществляются по устанавливаемым для организаций-поку­пателей квотам.

Воздействие на процесс реализации товаров может оказы­ваться путем изменения статуса, т.е. путем расширения или ограничения правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК ком­мерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Вместе с тем торговое законодательство может ограничивать участие субъектов в обороте определенных товаров.Так, оптовую торговлю лекарственными средствами вправе осуществлять только юридические лица. Розничной торговлей лекарствами могут заниматься только аптечные организации.



Коммерческая правоспособность организаций может расширяться или ограничиваться также иными способами. Инструментом регулирования правоспособности, прежде всего, служит лицензирование деятельности.Причем лицензии на осуществление определенных видов деятельнос­ти, регламентирующие статус организации, следует отли­чать от лицензий на экспорт или закупку по импорту конк­ретных видов и количеств товара.

Обязательность и порядок лицензирования определены Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицен­зировании отдельных видов деятельности». Закон устано­вил исчерпывающий перечень видов лицензируемой дея­тельности. Субъекты Российской Федерации в настоящее время лишены права изменять его. Закон предусматривает, в частности, необходимость лицензирования торговли ору­жием и патронами; реализации нефти, газа и продуктов их переработки; заготовки и реализации лома черных и цвет­ных металлов; распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Лицензии требуются в дополнение к обязательной госу­дарственной регистрации юридических лиц. Торговля без лицензии считается незаконным предпринимательством и влечет ответственность по ст. 171 УК.

Законодательное и административное регулирование кру­га субъектов, правомочных осуществлять Производство, про­дажу и приобретение соответствующих товаров, влияет на структуру торгово-хозяйственных связей, объемы продаж, другие условия договоров, т.е. на правовой режим товаров.

В интересах обеспечения здоровья граждан введена го­сударственная регистрациявпервые производимых или ввозимых на территорию России пищевых продуктов, ма­териалов и изделий. После экспертизы документов и прове­дения испытаний товаров они вносятся в Государственный реестр, который ведет Минздрав России (ныне Минздрав­соцразвития России). Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации, дающее право на производ­ство, закупку, транспортировку, реализацию. Аналогичный порядок установлен для новых видов лекарственных средств. Товары, не прошедшие государственную регистра­цию, подлежат уничтожению.

Законом могут вводиться ограничения на совершение определенных видов сделок с отдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров мены алкогольной продукции.

Различия в правовом режиме обращения товаров могут создаваться и в связи с регулированием порядка розничной торговли. Правительство РФ постановлением от 19.01.1998 № 55 утвердило Правила продажи отдельных видов това­ров. Издаются также правила розничной торговли иными видами товаров. Правила адресуются рознице, но одновре­менно затрагивают оптовую торговлю и даже деятельность изготовителей товаров. Правила требуют, в частности, что­бы предназначенный для розничной продажи товар был доведен до состояния коммерциализации. Это означает, что товар должен быть помещен в упаковку, удобную для хра­нения и использования, снабжен маркировкой с указанием на ней необходимых сведений о товаре, инструкцией по применению, техническим паспортом.

Меры по регулированию производства, оптовой и рознич­ной торговли непосредственно влияют на установление торго­вых связей, на обращение товаров. Изготовители и приобрета­тели обязаны учитывать правила, действующие по всей цепочке прохождения товара, чтобы не столкнуться с затрудне­ниями при реализации, не оказаться вынужденными забирать обратно свой товар или подыскивать другого покупателя.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: