Таблица 4.1. Классификация зависимостей
1. Объективные –формируются не зависимо от воли людей | 1. Субъективные –формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны |
2. Моральные –связаны с соблюдением установленных в общественной формации (группе стран, стране, регионе) норм поведения человека, идеалов добра и зла | 2. Аморальные –разрушающие действующие нормы и правила |
3. Краткосрочные –действуют короткий промежуток времени | 3. Долгосрочные –зависимости длительного срока действия |
Закономерность – объективно существующие устойчивые связи между явлениями, их причинами и следствиями.
Закон – это понятие более сложное, чем зависимость и закономерность, но они базируются на зависимостях. Большинство авторов считает, что законы- это зависимости, которые:
1группа – зафиксированы в законодательных документах (например, Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ и др.);
2 группа – являются общепринятыми нормами для большой группы людей и организаций (например, религиозные каноны, законы функционирования различных международных организаций);
|
|
3 группа – разделяются большинством авторитетных ученых (экономические законы, законы математики, физики, законы организации и др.)
В теории организации законы играют решающую роль, так как:
* образуют теоретический фундамент;
* способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному;
* позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;
* позволяют анализировать зарубежный опыт.
Под законом организации понимается устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Законы организации содержат в своем составе общее и особенное. Общая часть закона отражает механизм действия независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации, Особенное- это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организации как социальной системы.
Все законы организации делятся на две группы: основополагающие и законы организации второго уровня (порядка).
Вопрос 2. Содержание основополагающих законов организации.
К основополагающим законам организации относятся: закон синергии, закон самосохранения, закон развития.
Закон синергии – для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее суммарный потенциал будет всегда либо существенно больше, либо существенно меньше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов.
Упрощенно закон синергии можно представить в виде простейших формул:
|
|
ЭПО сум. > Кчел + Косн + К обор + К инф – положительная синергия;
ЭПО сум. < Кчел + Косн + К обор + К инф – отрицательная синергия;
где ЭПО сум - суммарный экономический потенциал организации;
К чел – человеческий капитал
К осн - основной капитал организации
Коб - оборотный капитал организации
К инф – информационный капитал организации
Вместе с тем необходимо понимать, что эффект синергии – это не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение, связи, отношения, то есть весь набор параметров, характеризующих сложную развивающуюся систему. С позиций теории организации его можно назвать законом кооперации. Кооперация – организация сил, процессов, агентов, ресурсов и прочего для совместного выполнения общей работы. Можно представить некоторые совместные синергетические эффекты:
· синергизм «масштаба» - крупное производство имеет более низкие издержки производства единицы продукции, чем несколько мелких, имеющих в сумме один и тот же объем продаж;
· синергизм продаж – продавцы объединяются и используют для продажи товаров одни и те же каналы распределения, склады, транспорт, персонал;
· оперативный синергизм – позволяет более эффективно использовать основные фонды и персонал: совместное обучение, крупные закупки оборудования и транспортировка из-за рубежа и т.д.;
· инвестиционный синергизм – проявляется при совместном использовании кредитов, НИР, производственных площадей, технологий;
· синергизм менеджмента – любое улучшение в руководстве дает значительный эффект, он увеличивается, если руководство фирмы уже сталкивалось с аналогичными проблемами и имеет опыт их решения;
· синергизм труда – комбинирование труда как объединение разнородных усилий (работа на конвейере, в комплексных бригадах и др.)
Таблица 4.2. Основные факторы и показатели созидательного синергетического эффекта
Личностные и групповые | Для организации в целом |
1. Освоение смежных профессий | 1.Быстрая и адекватная реакция на изменения во внешней среде |
2. Повышение квалификации персонала | 2. Совершенствование структуры организации |
3.Отсутствие конфликтов в коллективе | 3. Освоение новых рынков сбыта |
4. Внесение предложений по совершен-ю организации производства и труда | 4. Создание положительного имиджа предприятия |
5. Высокая дисциплина труда | 5. Инновационная деятельность |
6. Рациональная мотивация персонала | 6. Использование прибыли в целях расширения собственного бизнеса |
7. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе | 7. Использование современных технологий производства и управления |
Влияют на показатели: Влияют на показатели:
1.снижение трудоемкости; 1. выручка;
2.повышение производит-ти труда 2. себестоимость; 3. прибыль;
3. рост средней заработной платы. 4. рентабельность; 5. качество продукта.
Закон самосохранения – любая организация стремится сохранить себя, используя при этом весь свой потенциал. В аналитическом виде этот закон можно представить формулой:
R > W1 + W2
Где R – потенциал организации, способствующий ее сохранению, или энергия удержания (У);
W1 – ресурс внутреннего разрушительного воздействия;
W 2 - ресурс внешнего разрушительного воздействия;
Сумма ресурсов разрушения (внутреннего и внешнего) составляет энергию ликвидации (Л)
Тогда можно формулу преобразовать: У > Л и изменить формулировку закона самосохранения. В любой организации энергия удержания должна быть выше энергии ликвидации.
Таблица 4.3. Факторы самосохранения организации
Ресурсы сохранения (удержания)организации | Факторы разрушения организации | |
внутренние | внешние | |
1.Рациональные масштабы организации | 1. Нерациональная структура производства(деятельности) | 1. Высокий профессионализм конкурентов |
2.Прочная, адаптивная струк-тура организации и управл-я | 2. Неэффективная структура управления | 2. Трудности материально-технического обеспечения |
3. Высокий профессионализм персонала | 3. Высокая текучесть кадров | 3. Высокие налоги |
4.Стабильность коллектива | 4. Отсутствие профессиональной подготовки и переподготовки персонала | 4. Низкое развитие экономики страны или региона |
5. Рациональный стиль управления | 5. Плохой социально-психол-й климат в коллективе | 5. Высокий уровень инфляции |
6. Наличие финансовых средств | 6. Низкая организационная культура | 6. Отсутствие на рынке труда квалифицированных кадров |
7. Хорошая МТБ | 7. Отсутствие необходимых финансовых средств | 7. Слабое научно-техническое развитие страны |
8. Современные информационные технологии | 8. Низкая МТБ предприятия | 8. Нестабильная политическая обстановка |
9. Прогрессивная технология изготовления продукта | ||
10. Рациональные формы обслуживания клиентов |
Закон развития – любая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла организации.
|
|
Основной целью организации должно быть эффективное и быстрое развитие. Эта задача может решаться при формировании и реализации стратегии предприятия. По существу стратегия- это общий план ведения конкурентной борьбы. Выделяются три основных типа базовых стратегий развития:
1. ограниченный рост (ОР) – ее использует большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией;
2. рост (Р) – наиболее часто используется в динамически развивающихся областях с быстро меняющейся технологией или неосвоенным сектором рынка;
3. сокращение (С)- эта стратегия выбирается руководителями, когда наблюдается устойчивая тенденция к снижению показателей работы организации; для нее характерно установление целей ниже уровня результатов, достигнутых в прошлом.
В реальной практике используются комбинированные стратегии, такие как стратегия минимизации издержек, стратегия минимизации рисков, стратегия накопления ресурсов, стратегия расширения рынка и др.
|
|
Вопрос 3. Законы организации второго порядка.
Закон информированности- упорядоченности – чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем лучшие условия она имеет для успешного функционирования.
В теории организации по отношению к информации есть два понятия: данные и управленческая информация. Данные – результат мыслительной деятельности. Управленческая информация – часть данных, которая несет в себе новизну и полезность для принятия управленческого решения. Управленческая информация имеет определенные характеристики (табл. 4.4.).
Таблица 4.4.Характеристики управленческой информации
Характеристика информации | Содержание характеристики | Уровни |
1. Объем информации | Количество информации | 1.Максимальный 2.Минимальный 3.Субминимальный (примеры) |
2. Насыщенность информации | Соотношение между полезной и фоновой информацией | 1. Высокий (80-100% полезной информации) 2.Нормативный (50-80% полезной информации) 3. Низкий (менее 50% полезной информации) |
3. Открытость информации | Характеризует степень широты пользователей данной информацией | 1.Открытая 2.Конфиденциальная 3.Закрытая |
4. Ценность информации | Характеризует информацию как товар | 1. Нулевой 2. Средний 3. Высокий 4. Сверхвысокий |
5. Достоверность | Процент реальных сведений к общему объему информации | 1. Абсолютный (100% информации достоверно) 2.Доверительный (более 80%) 3.Негативный (менее 80%) (примеры) |
Рассмотренные характеристики информации влияют друг на друга; корректировка одной из них влияет и на другие. В зависимости от параметров среды обработки информации различают следующие тенденции изменения характеристик информации:
1. повышение уровня профессиональной подготовки руководителя допускает: а) снижение достоверности и объема информации; б) увеличение насыщенности и ценности информации;
2. увеличение сложности процесса управления требует: а) увеличения достоверности и объема информации; б) увеличения насыщенности и ценности информации;
3. увеличение времени на разработку управленческого решения допускает: а) снижение объема и достоверности информации; б) снижение насыщенности и ценности;
4. увеличение уровня использования технических средств и информационных технологий допускает: а) снижение достоверности и объема информации; б) повышение насыщенности и ценности.
В конечном счете информация, используемая руководителем, должна иметь средний и высокий уровень ценности, средний уровень насыщенности, абсолютный уровень достоверности, субминимальный объем, быть открытой.
Закон единства анализа и синтеза – любая организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций.
Анализ (разделение) организации как системы может иметь три варианта:
1. выделенные части независимы друг от друга и сохраняют при этом все свои свойства;
2. выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют основные свойства;
3. выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют ряд неосновных свойств;
Синтез – как процесс проводится, как правило, в два этапа:
1. моделирование нового целого (либо мысленное; либо документальное; либо с помощью компьютерных прикладных программ);
2. натурная реализация.
Закон гармонии (композиции и пропорциональности) – любая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности, или заданном подчинении (пропорциональности). Реализация данного закона осуществляется на основе соблюдения принципов полноты, координации, планирования
Общие выводы по законам:
1. все законы организации объективны;
2. они могут друг друга дополнять, развивать, противоречить;
3. руководитель должен знать законы организации и принципы их действия;
4. на основании миссии и целей организации руководитель должен выбрать главенствующий закон;
5. действие других законов следует подчинить главенствующему закону.