Классификация конституций

По форме закрепления конституционных норм конституции можно разделить на писанные, неписанные и смешанные. Писанными конституциями являются основные законы, имеющие конкретную юридическую форму. Они, в свою очередь, делятся на кодифицированные и не кодифицированные. Кодифицированными конституциями являются единые нормативно-правовые акты, имеющие четкую структуру. К кодифицированным писанным конституциям относятся основные законы ФРГ, Италии, Российской Федерации. Не кодифицированные конституции состоят из нескольких нормативных актов. Например, Конституция Израиля, состоящая из свода отдельных законов. Начиная с 1958 года в Израиле было принято четырнадцать таких актов, одиннадцать из которых действуют и в настоящее время. Среди них закон о Кнессете (1958), о правительстве (2001), об армии (1976), о столице Израиля Иерусалиме (1980), о свободе и достоинстве человека (1992) и др.[99]

Смешанной конституцией является совокупность нормативно-правовых актов и конституционных обычаев, регулирующих наиболее важные отношения в государстве. Смешанные конституции существуют в Великобритании, Новой Зеландии.

Под неписанной конституцией принято понимать определенный набор конституционных обычаев, регулирующих наиболее важные общественные отношения в государстве и обществе. Авторами теории неписанной конституции являются британские государствоведы, которые ввели этот термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции[100]. Они и в настоящее время считают свою конституцию неписанной[101].

В российской правовой науке к неписанным конституциям относят только совокупность неписанных конституционных источников. Также к неписанным конституциям некоторые правоведы относят Конституцию Израиля. Но данный вопрос является спорным, так как в Израиле конституционные обычаи не признаны источниками конституционного права. Как было сказано Конституция Израиля относится к не кодифицированным писанным.

По сроку действия конституции делятся на постоянные и временные. Обычной политической практикой является принятие постоянных конституций, срок действия которых не ограничен. Более того, исходя из конституционных норм основные законы могут приниматься навечно. Например, Политическая Конституция Мексики 1917 г. провозглашает, что она является вечной и не теряет своей силы, даже если не соблюдалась вследствие восстания. Временные конституции ограничивают свой срок действия определенным периодом или наступлением некоторого события в государственной жизни страны[102].

По способу внесения поправок конституции делятся на гибкие и жёсткие. К жестким относятся писанные конституции, в которых предусматривается усложнённая процедура внесения в них поправок. Поправки принимаются квалифицированным большинством голосов членов парламента. Также может быть предусмотрена ратификация поправок в субъектах федерации. Так, ст. V Конституции США предусматривает ратификацию поправок к Конституции тремя четвертыми штатов. Поправки к гибким конституциям принимаются как обычные законы. Обычно такие конституции бывают смешанными или неписанными. Например, Конституция Великобритании.

В зависимости от времени появления конституции можно разделить на старые, новые, новейшие и сверхновейшие[103]. К старым относятся конституции, принятые в конце ХVIII-начале ХХ вв. Конституция США 1787 г. положила начало официальному признанию доктрины конституционализма (неофициально она начала разрабатываться в сочинениях мыслителей ХVII-ХVIII в.в.) и реальному осуществлению этой доктрины. Вскоре после принятия Конституции США в 1791 г. были приняты конституции Франции и Польши, но ни та, ни другая не действовали. Тем не менее уже в первой половине ХIХ в. конституционное правотворчество охватило почти всю Европу[104]. Но при этом рамки конституционного процесса в рассматриваемый период были довольно ограниченными, и переход к конституционной государственности был осуществлен преимущественно в странах Европы и Америки. Только к концу периода появляются первые конституции в Латинской Америке (например, Конституция Венесуэлы 1811 г.), в странах Азии (Япония – 1889 г., Китай – 1912 г., Иран – 1906 г.).

В основе моделей этих основных законов лежит либеральная концепция конституции как законодательного акта, призванного максимально ограничить вмешательство государства в жизнь гражданского общества и отдельного индивида[105]. Эти конституции являлись юридическим оформлением перехода стран, в которых они были приняты, к индустриально-рыночному обществу. В старых конституциях были закреплены система организации органов государственной власти на основе разделения властей, личные и экономические права и свободы человека.

В новых конституциях, принятых в 1917-1945 гг. (конституции Чехословакии 1920 г., Югославии 1921 г., Мексики 1917 г., Испании 1931 г.), происходит расширение предмета конституционно-правового регулирования за счет отношений, связанных с гарантированием социально-экономических прав личности. Это произошло под влиянием мирового социалистического движения и как реакция на победу большевиков в России. В конституциях признается экономическая и социальная роль государства и увеличиваются конституционно устанавливаемые пределы его вмешательства в жизнь общества и индивидов. Получили закрепление всеобщее избирательное право и современная версия свободы совести - полная секуляризация, запрет государственной религии.

Совершенствуется правовая техника написания конституций. Усиливается процесс унификации, заимствования зарубежного теоретического материала и практического опыта. Старые конституции были достаточно краткими, в них устанавливались лишь системы органов государственной власти и территориально-политического устройства государства. Объём новых конституций увеличился, так как за счет регламентации финансовых отношений, правового статуса личности расширился предмет правового регулирования конституционного права. Наиболее выдающимся образцом конституционного творчества стала Веймарская конституция, разработанная профессором Гуго Пройсом и принятая в Германии в 1919 г.[106]

После второй мировой войны появляются новейшие конституции. Время их появления можно разделить на два периода. К первому периоду относятся Конституция Франции 1946 г., Конституция Японии 1947 г., Основной закон ФРГ 1949 г., конституции стран, выбравших социалистический путь развития. К их особенностям относится закрепление антивоенного характера (запрет на участие в войнах, вооруженных конфликтах), социалистической или рыночной экономики, широкого объём социальных прав (право на труд, право рабочих на управление производством).

К новейшим конституциям второго периода относятся основные законы стран, освободившихся от колониальной зависимости. Конституции этих государств разрабатывались при прямом участии органов власти бывших метрополий. Активное участие в подготовке проектов приняли представители различных международных организаций. Многие конституции освободившихся стран оказались недолговечными в силу политической нестабильности в освободившихся странах. Уже к середине 1960-х гг. они были отменены или существенно изменены, в частности, ликвидированы институты, являвшиеся результатом компромисса с метрополией, произошел отказ от реципированных конституционных моделей бывших метрополий или осуществлено их кардинальное изменение.

Сверхновейшими конституциями являются основные законы, принятые в конце ХХ-начале ХХI в.в. Их можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся конституции стран, в которых произошло падение тоталитарного режима (режим «черных полковников» в Греции - Конституция Греции 1975 г., режим диктатуры в Португалии - Конституция Португалии 1976 г., режим диктатуры Франко в Испании - Конституция Испании 1978 г.). Вторую группу сверхновейших конституций составляют основные законы бывших социалистических стран (бывшие республики СССР, в том числе и Российской Федерации, Болгария, Венгрия, Словакия). Только за период 1989-1995 гг. в этих странах (а также в государствах, образовавшихся в связи с распадом советской, югославской и чехословацкой федераций), было принято около ста новых конституций[107].

Одним из критериев классификации конституций является соответствие, содержащихся в них положений реалиям политической и национально-экономической практики. Исходя из этого критерия конституции можно разделить на реальные (нефиктивные) и фиктивные. Например, в нацистской Германии формально действовала достаточно демократическая Веймарская Конституция, но в реальной жизни её положения не действовали. Конституция Франции 1958 г., отразившая авторитарные тенденции, носит реальный характер, за исключением отдельных её положений. Необходимо иметь в виду, что стопроцентно фиктивных или стопроцентно реальных конституций, как правило, не бывает. Обычно в целом фиктивная конституция может содержать отдельные реальные положения, а реальный основной закон – отдельные фиктивные положения[108].

С конца 1980-х гг. до 1998 г. было принято более ста новых конституций, которые отразили, по мнению В.Е. Чиркина, не только изменение ситуации в мире, но и конституционные приоритеты, ориентацию на социальные ценности. Эти конституции отражают также возрастающее значение общечеловеческих ценностей, разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учёте собственного опыта. Особенно отчётливо это проявилось на примере конституций постсоциалистических государств[109].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: