После изучения главы 14 бакалавр должен:
• знать:
- этические нормы в социальной работе и деятельности социального работника;
• уметь:
- использовать культурные нормы взаимодействия в конфликте;
• владеть:
- социокультурными нормами конфликтного взаимодействия.
Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов: профессиональная этика; этические нормы в социальной работе и деятельности социального работника.
Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания. Первые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом третьим тысячелетием до нашей эры. В числе прочих требований к работнику указывается на необходимость добросовестного и качественного выполнения своих обязанностей, поскольку такое отношение к труду - залог будущей высокой должности и богатства. Однако возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов специалисты относят к периоду ремесленного разделения труда, т.е. к периоду возникновения ремесленных цехов в Х1-ХП веках. Именно в это время, констатируют историки, в цеховых уставах появляются этические требования, регламентирующие отношение к профессии, труду,
|
|
Глава 14. Этические нормы в деятельности социальных работников...
товарищам по работе и т.д. Однако представители целого ряда профессий, имевших жизненно важное значение для всех членов общества, ранее других осознали необходимость этической регламентации своей деятельности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «клятва Гиппократа», сложились несколько ранее. В основном это профессии, связанные непосредственно с человеком или с условиями его жизнедеятельности, профессии с высокой степенью индивидуализации труда, например, учительская, врачебная деятельности.
Возникающая первоначально как явление обыденного сознания, профессиональная этика в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов (писаных и неписаных), заключающих в себе не только этические требования к содержанию и результатам деятельности, но и к отношениям, возникающим в трудовом процессе. Таким образом, профессиональная этика - это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология.
|
|
В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения социального работника. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних но отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом. Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста социальной сферы с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Этика в социальной работе - не конечный «продукт», а одна из неотъемлемых составляющих повседневной работы. Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогают социальному работнику осуществлять сотрудничество с кли-
Раздел III. Управление конфликтом в социальной работе
ентами, их близкими, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений.