УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
План лекции:
1 Понятие как форма отражения действительности.
2 Содержание и объем понятия.
3 Отношения между понятиями.
4 Виды понятий.
Литература:
a основная литература:
1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 25 – 34).
2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 28 – 34).
3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 28 – 34).
4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 13 – 27).
b дополнительная литература:
1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 48 – 80; 102 – 107).
2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 183 – 198).
3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 12 – 24).
Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов.
Содержание понятия – это общие, существенные признаки, отраженные в понятии.
|
|
Объем понятия – это те предметы, к которым относится данное понятие.
Содержание и объем тесно связаны друг с другом.
Если к содержанию какого-то понятия (к содержанию понятия «студент») добавить новый признак («физкультурного вуза»), то получится понятие с более широким содержанием, но меньшим объемом («студент физкультурного вуза») – закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Если объемы понятий имеют, хотя бы некоторую общую часть, такие понятия в логике называются совместимыми.
Различают три вида отношений между совместимыми понятиями:
1 Тождество– когда объемы двух понятий полностью совпадают во всех элементах («квадрат» и «равносторонний прямоугольник»; «самое глубокое озеро мира» и «самое глубокое озеро Азии»).
2 Подчинение – когда объем одного понятия полностью включается в объем другого понятия («учащийся» и «студент», «дерево» и «хвойное дерево», «единоборец» и «каратист», «дисциплина» и «логика» и т. д.)
Понятие с большим объемом (А) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (В) – подчиненным.
3 Пересечение – когда объемы исходных понятий имеют как общую часть, так и различные части («студент» и «спортсмен», «женщина» и «космонавт»).
Если объемы понятий не имеют ни одного общего элемента, то такие понятия называются несовместимыми («лев» и «травоядное»)
Частные случаи несовместимости:
1 Соподчинение – исходные понятия являются видами одного рода («студент» и «школьник» по отношению к понятию «учащийся»; «рубли», «доллары», «евро» по отношению к понятию «деньги»).
|
|
2 Противоположность– когда родовое понятие 3 не исчерпывается только видами 1 и 2, а включает, кроме них, и другие подмножества («богатый» и «бедный», «утро» и «вечер»)
3 Противоречие – когда виды 1 и 2 полностью исчерпывают объем родового понятия 3 («умный человек» и «не умный человек», «верующий» и «не верующий», «спортсмен» и «не спортсмен»).
В зависимости от объема понятия делят на:
1 общие– понятия, в объем которых входит больше, чем один предмет («институт», «студент», «мебель», «животные»);
2 единичные – это понятия, в объем которых входит только один предмет («самая высокая гора в мире», «глубочайшее озеро мира»);
3 нулевые – это понятия, в объем которых не входит ни одного предмета:
a логически нулевые– в их объем не входит ни одного предмета и не может входить в принципе, поскольку в них соединены несоединимые признаки, («круглый квадрат», «сын бездетной матери»);
b фактически нулевые– в их объем не входит ни одного предмета, но в другое время, при других условиях могли бы входить («студент ЧГИФК, побывавший на Луне»).
Виды понятий, с точки зрения их содержания:
I В зависимости от факта существования предмета:
1 конкретные – понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят самостоятельно существующие объекты, предметы («человек», «институт», «дом»);
2 абстрактные – понятия, объемы которых включают в себя некоторые свойства предметов или отношения между ними («зеленый», «сильный», «дружба» и «любовь»).
II В зависимости от степени самодостаточности
1 относительные – понятия, содержания которых взаимно предполагают существование друг друга – это понятия, существующие только в паре («правое– левое», «верх– низ», «ученик– учитель» и т. п.);
2 безотносительные – понятия которые существуют сами по себе («карандаш», «лыжи», «велосипед»).
III В зависимости от факта наличия у предмета свойств
1 положительные – понятия отображают свойства, присущие предметам («высокий», «алчный», «медленный»);
2 отрицательные – понятия отображают свойства, отсутствующие у предмета («неграмотный», «бескорыстный»).
IV В зависимости от степени экстраполяции свойств предмета
1 собирательные– понятия, в которых некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, а свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам (В РФ средняя продолжительность жизни людей – 60 лет);
2 разделительные – понятия, в которых свойство относится к каждому предмету класса (Все люди – смертны).
V В зависимости от возможности учета
1 регистрирующие – понятия, в которых число мыслимых в них предметов поддается реальному учету, регистрации («города России», «произведения Л. Н. Толстого», «преподаватели ЧГИФК»);
2 нерегистрирующие – понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов («человек», «существительные», «студенты»).