Лекция 2. 1 понятие как форма отражения действительности

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ

План лекции:

1 Понятие как форма отражения действительности.

2 Содержание и объем понятия.

3 Отношения между понятиями.

4 Виды понятий.

Литература:

a основная литература:

1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 25 – 34).

2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 28 – 34).

3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 28 – 34).

4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 13 – 27).

b дополнительная литература:

1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 48 – 80; 102 – 107).

2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 183 – 198).

3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 12 – 24).

Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предме­тов.

Со­держание понятия – это общие, существен­ные признаки, отраженные в понятии.

Объем понятия – это те предметы, к которым относится данное понятие.

Содержание и объем тесно связаны друг с другом.

Если к содержанию какого-то понятия (к содержанию понятия «студент») добавить новый признак («физкультурного вуза»), то получится понятие с более широким содержанием, но меньшим объемом («студент физкультурного вуза») – закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.


Если объемы понятий имеют, хотя бы некоторую общую часть, такие понятия в логике называются совместимыми.

Различают три вида отношений между совместимы­ми понятиями:

1 Тождество– когда объемы двух понятий полностью совпадают во всех элементах («квадрат» и «равносторонний прямоугольник»; «самое глубокое озеро мира» и «самое глубокое озеро Азии»).

2 Подчинение – когда объем одного понятия пол­ностью включается в объем другого понятия («учащийся» и «сту­дент», «дерево» и «хвойное дерево», «единоборец» и «каратист», «дисциплина» и «логика» и т. д.)

Понятие с большим объемом (А) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (В) – подчиненным.

3 Пересечение – когда объемы исходных понятий име­ют как общую часть, так и различные части («студент» и «спортсмен», «женщина» и «космонавт»).

Если объемы понятий не имеют ни одного общего элемента, то такие понятия называются несовместимыми («лев» и «травоядное»)

Частные случаи несовместимости:

1 Соподчинение – исходные понятия являются видами одного рода («студент» и «школьник» по отношению к понятию «учащийся»; «рубли», «доллары», «евро» по отношению к понятию «деньги»).

2 Противоположность– когда родовое понятие 3 не исчерпывается только видами 1 и 2, а включает, кроме них, и другие подмножества («богатый» и «бедный», «утро» и «вечер»)

3 Противоречие – когда виды 1 и 2 полностью исчерпывают объем родового поня­тия 3 («умный человек» и «не умный человек», «верующий» и «не верующий», «спортсмен» и «не спортсмен»).

В зависимости от объема понятия делят на:

1 общие– понятия, в объем которых входит боль­ше, чем один предмет («институт», «студент», «мебель», «животные»);

2 единичные – это понятия, в объем которых входит только один предмет («самая высокая гора в мире», «глубочайшее озеро мира»);

3 нулевые – это понятия, в объем которых не входит ни одного предмета:

a логи­чески нулевые– в их объем не входит ни одного предмета и не может входить в принципе, поскольку в них соединены несое­динимые признаки, («круглый квадрат», «сын бездетной матери»);

b фактически нулевые– в их объем не входит ни одного предмета, но в другое время, при других условиях мог­ли бы входить («студент ЧГИФК, побывавший на Луне»).


Виды понятий, с точки зрения их содержания:

I В зависимости от факта существования предмета:

1 конкретные – понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят самостоятельно существующие объекты, предметы («человек», «институт», «дом»);

2 абстрактные – понятия, объемы которых включают в себя некоторые свойства предметов или отношения меж­ду ними («зеленый», «сильный», «дружба» и «любовь»).

II В зависимости от степени самодостаточности

1 относительные – понятия, содержания которых взаимно предполагают существование друг друга – это понятия, существующие только в паре («правое– левое», «верх– низ», «ученик– учитель» и т. п.);

2 безотносительные – понятия которые существуют сами по себе («карандаш», «лыжи», «велосипед»).

III В зависимости от факта наличия у предмета свойств

1 положительные – понятия отображают свойства, присущие предметам («высокий», «алчный», «медленный»);

2 отрицательные – понятия отображают свойства, отсутствующие у предмета («неграмотный», «бескорыстный»).

IV В зависимости от степени экстраполяции свойств предмета

1 собирательные– понятия, в которых некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, а свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам (В РФ средняя продолжительность жизни людей – 60 лет);

2 разделительные – понятия, в которых свойство относится к каждому предмету класса (Все люди – смертны).

V В зависимости от возможности учета

1 регистрирующие – понятия, в которых число мыслимых в них предметов поддается реальному учету, регистрации («города России», «произведения Л. Н. Толстого», «преподаватели ЧГИФК»);

2 нерегистрирующие – понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов («человек», «существительные», «студенты»).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: