Поплавковые топливомеры состоят из датчика, расположенного в топливном баке, и указателя, смонтированного на приборной доске самолета. Датчик измеряет уровень топлива в баке и выдает результат измерения в виде электрического сигнала постоянного или переменного тока. Указатель представляет собой электроизмерительный прибор, шкала которого отградуирована в единицах количества топлива.
При наличии нескольких топливных баков можно путем переключения электрических цепей подсоединять один и тот же указатель поочередно к каждому датчику или одновременно ко всем датчикам, соединенным последовательно. Это позволяет с помощью одного указателя и переключателя измерять как запас топлива в каждом баке в отдельности, так и суммарный запас топлива на самолете.
Датчик состоит из поплавка, механической передачи и электрического преобразователя перемещений.
Механическая передача выполняет следующие функции: а) преобразует вертикальное перемещение поплавка в угловое перемещение промежуточной оси, расположенной внутри бака;
|
|
б) передает угловое перемещение от промежуточной оси к расположенной вне бака выходной оси через герметичную стенку (для обеспечения пожаробезопасности).
На рис. 9.10 представлены два варианта механической передачи, отличающиеся кинематической схемой и способом передачи углового перемещения через герметичную стенку.
В первом варианте угловое перемещение передается с помощью сильфона, работающего на изгиб; во втором варианте — с помощью магнитной муфты, состоящей из двух постоянных магнитов, разделенных немагнитной стенкой.
Электрический преобразователь перемещений в обоих вариантах выполнен в виде проволочного потенциометра.
Указатель топливомера представляет собой логометр; рамки логометра включены
в мостовую схему, плечи Rx и Rv которой образованы потенциометром датчика. Электрическая схема аналогична схеме дистанционного манометра (см. рис. 6.17,6).
Принципиальная электрическая схема соединения нескольких датчиков с одним указателем для определения суммарного количества топлива показана на рис. 9.11. По этой схеме переменное сопротивление Ry является суммой сопротивлений реостатов Rу1, Rу2,...., Rуn, включенных последовательно. Каждое из этих сопротивлений является функцией количества топлива в соответствующем баке:
.
Следовательно, общее сопротивление
.
Чтобы сопротивление Ry являлось функцией суммарного количества топлива , необходимо, чтобы сопротивления каждого датчика изменялись пропорционально количеству топлива в баках с одинаковым коэффициентом пропорциональности:
|
|
.
Тогда
.
Поскольку для i -го бака зависимость определяется формой бака, характеристикой передачи и характеристикой реостата, то для получения пропорциональной зависимости необходимо соответствующим образом согласовать указанные характеристики.
Обычно согласование характеристик осуществляют путем построения функционального реостата, характеристика которого выбирается решением системы следующих уравнений:
— характеристика i-ro бака;
—характеристика передачи в i -ом датчике;
— заданная характеристика датчика в целом,
где hi — высота уровня в i -м баке;
— угловое перемещение щетки реостата. Совместное решение уравнений дает зависимость между и Ryi:
.
Для реализации полученной зависимости применяют реостаты с профилированным каркасом; плавную функцию обычно аппроксимируют ломаной характеристикой, составленной из отрезков прямых, что позволяет применять ступенчатый каркас (рис. 9.12).
В указателе топливомера могут применяться логометры различных типов, в том числе логометры с неподвижными рамками и подвижным магнитом, логометры с неподвижным внутрирайонным цилиндрическим магнитом и подвижными рамками и логометр с внешним подковообразным неподвижным магнитом и подвижными рамками.
Последний вариант логометра позволяет получить относительно большой угол шкалы за счет применения полюсных наконечников специальной формы с использованием только одной активной стороны в каждой рамке логометра.
Поплавковым топливомерам свойственны методические и инструментальные погрешности.
К методическим погрешностям относят:
а) погрешности, обусловленные изменением положения топлива в баке при продольных и поперечных наклонах самолета и при движении самолета с продольными и поперечными ускорениями;
б) погрешности, вызванные влиянием температуры на уровень топлива (в соответствии с коэффициентом объемного расширения топлива);
в) погрешности, обусловленные приближениями, допущенными при проектировании прибора (аппроксимацией характеристик реостатов и др.).
Инструментальные погрешности топливомера аналогичны погрешностям других электромеханических приборов. Они определяются несовершенством механических и электрических элементов, наличием сил трения, люфтов, влиянием температуры на механические, электрические и магнитные свойства деталей и узлов и т. п.