double arrow

Региональный и муниципальный уровни правового регулирования противодействия коррупции

1. Состав законодательных актов по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации.

2. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции на муниципальном уровне.

В соответствии с Федеральным Законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» деятельность по противодействию коррупции возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проведенный анализ показал, что органы государственной власти субъектов РФ осуществляют значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции. Так, в субъектах РФ разработано и принято законодательство субъектов РФ в сфере противодействия коррупции, в целом соответствующее международным стандартам и федеральным нормам и принципам, приняты и реализуются программы и планы противодействия коррупции в субъектах РФ и в муниципальных образованиях, сформированы институциональные основы противодействия коррупции, внедряются унифицированные стандарты антикоррупционного поведения в системе государственной и гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы. Кроме того, осуществляется взаимодействие и координация с территориальными органами федеральных органов государственной власти и органами местного самоуправления, обеспечивается доступ населения к информации о деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных нормативных актов, мониторинг антикоррупционного законодательства субъектов РФ.

В целом антикоррупционная деятельность субъектов РФ ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции. Можно констатировать, что существует устойчивая тенденция к формированию комплексного самостоятельного направления государственной региональной политики.

Анализ ряда законов субъектов РФ о противодействии коррупции свидетельствует, что в одних случаях органы местного самоуправления не называются в качестве субъектов антикоррупционной политики, содержат лишь общие нормы, распространяющие свое действие в том числе и на органы местного самоуправления. В других случаях в законах субъектов РФ органы местного самоуправления не только называются в качестве субъектов, но и предусмотрены полномочия указанных органов.

Так в ст. 13 Закона Челябинской области № 353/30 от 29 января 2009 г. «О противодействии коррупции в Челябинской области» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

1) принимают муниципальные правовые акты по противодействию коррупции в органах местного самоуправления, в том числе муниципальные программы и планы противодействия коррупции;

2) участвуют в реализации программ и планов противодействия коррупции;

3) устанавливают порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проводят указанную экспертизу;

4) создают совещательные и экспертные органы по противодействию коррупции;

5) осуществляют иные полномочия, отнесенные к их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Например, ст. 15 Областного закона «О противодействии коррупции в Свердловской области» предусматривает следующие формы участия органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере противодействия коррупции в Свердловской области. Органы местного сумоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, могут так

Так, в Челябинской области принят ряд нормативных актов по противодействию коррупции:

- Закон Челябинской области от 29.01.2009 г. № 353-30 «О противодействии коррупции в Челябинской области».

- Постановление губернатора Челябинской области от 6 августа 2008 г. № 245 «О комиссии по противодействию коррупции в Челябинской области».

- Постановление губернатора Челябинской области от 1 августа 2007 г. №247 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Челябинской области и урегулированию конфликта интересов».

- Постановление Правительства Челябинской области от 17 августа 2010г. № 90-П «Об областной целевой программе противодействия коррупции в Челябинской области на 2011-2013 годы».

- Закон Челябинской области от 28 февраля 2013 г. «463-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Челябинской области, и иных лиц их доходам, и о внесении изменений в некоторые законы Челябинской области».

Областной закон о противодействии коррупции устанавливает полномочия органов государственных Челябинской области по противодействию коррупции, реализацию основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, порядок нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, формирования общественных органов по противодействию коррупции (экспертный совет, комиссия по противодействию коррупции).

Так в ст. 2 дается перечень основных направлений деятельности государственных органов области по противодействию коррупции:

1) проведения в Челябинской области единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) осуществления контроля за выполнением публичных функций, соблюдением прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой из таких функций и системы оценки качества их выполнения;

3) предоставления населению Челябинской области информации о деятельности органов государственной власти Челябинской области, иных государственных органов Челябинской области по противодействию коррупции;

4) проведения проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего Челябинской области, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) установления обратной связи с получателями государственных услуг, обеспечения права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти Челябинской области, иных государственных органов Челябинской области;

6) организации проведения антикоррупционной экспертизы законов Челябинской области и иных нормативных правовых актов Челябинской области, их проектов;

7) содействия в реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о выявленных фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;

8) в иных формах, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

В законе подробно регламентируется круг полномочий органов государственной власти по противодействию коррупции:

1. Законодательное Собрание Челябинской области:

1) обеспечивает разработку и принятие законов Челябинской области по вопросам противодействия коррупции;

2) осуществляет иные полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации и Челябинской области к компетенции Законодательного Собрания Челябинской области.

2. Губернатор Челябинской области:

1) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Челябинской области с иными органами государственной власти Челябинской области и государственными органами Челябинской области по вопросам противодействия коррупции;

2) организует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, взаимодействие органов исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями по вопросам противодействия коррупции;

3) определяет компетенцию органов исполнительной власти Челябинской области в сфере противодействия коррупции в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации;

4) осуществляет иные полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации и Челябинской области к компетенции Губернатора Челябинской области.

3. Правительство Челябинской области:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

В законе устанавливают механизм противодействия коррупции в субъекте РФ, к которым относятся:

- проведение антикоррупционной пропаганды;

- формирование правовой культуры общества;

- содержание экспертного совета;

- создание комиссии по противодействию коррупции;

- проведение антикоррупционного мониторинга;

- принятие антикоррупционной программы

Анализ регионального законодательства по противодействию коррупции выявил ряд проблем:

1. Распространенной ошибкой регионального законодателя является дублирование федеральных норм. Практика буквального воспроизведения в региональном законодательстве федеральных положений при отсутствии специфических региональных норм порочна. Почти повсеместно можно обнаружить воспроизведение в региональных законах положений о мерах по профилактике коррупции, повторение основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. Хотя и в том, и в другом случае воспроизведение федеральных норм без учета региональной специфики, а также объема и содержания компетенции региональных органов не являются эффективным. Причины такого положения кроются в отсутствии квалифицированных кадров, добросовестных профессиональных заблуждениях.

2. Ориентированность комплекса профилактических мер в большей степени на их выполнение в рамках внутреннего контроля, т.е. внутри органа государственной власти, что снижает результативность профилактики. При сочетании данного недостатка с отсутствием или декларативностью норм, регламентирующих вопросы, связанные с механизмом общественного контроля, который играет существенную роль в комплексе общесоциальных мер профилактики коррупции, реализация программных мероприятий приобретает формализованный характер.

3. Отсутствие универсальных подходов к определению оценок результативности реализации программных мероприятий. Несмотря на реализацию одних и тех же мероприятий, на уровне субъектов РФ отсутствует единообразный подход к определению эффективности программ по противодействию коррупции. В нормативных правовых актах большинства субъектов РФ, устанавливающих систему рейтинговой оценки эффективности работы элементов организационной структуры, отсутствуют показатели по противодействию коррупции. Следует обратить внимание на недостаточность либо отсутствие в субъектах РФ методик оценки эффективности выявления и профилактики коррупционных рисков в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления муниципальных образований.

4. Неразработанность (кроме Ульяновской области) на уровне ведомственных нормативных правовых актов стандартов антикоррупционного поведения служащих соответствующих ведомств.

5. Отсутствие банков данных зон повышенного коррупционного риска и коррупционных практик в субъектах Федерации.

6. Наделение непрофильных структур «сопутствующими» полномочиями в сфере противодействия коррупции, что снижает эффективность их деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: