Ветровой дрейф судна и его учет

При воздействии на судно ветра фактическое направление движения судна относительно воды происходит по линии пути при дрейфе ПУ α.

При ветре в левый борт линия пути судна смещается вправо, в этом случае угол дрейфа α имеет знак плюс, при смещении судна влево (ветер в правый борт) - минус.

Связь между ИК, ПУ α и α следующая: ПУ α = ИК ± α л/бпр/б;

Определить угол α можно, например, по точным обсервациям. Соединив серию из трёх или четырёх обсерваций, на карте получают линию пути, откуда определяют величину угла α = ПУ α - ИК

Учет дрейфа при прокладке.

При наличии угла дрейфа рассчитывается и прокладывается на карте:

ПУ α = ГКК + ΔГК + α

ПУ α = КК + ΔК + α

Пройденное по лагу расстояние откладывается по линии пути, так как лаг при α < 10° дрейф учитывает. Если же α >10°, то по линии пути откладывается расстояние:

S = Sл sec α

При обратной задаче, когда требуется рассчитать ГКК, направление ПУ снимают с карты, после чего:

ГКК = ПУα - α - ΔГК

Для нахождения счислимой точки в момент траверза ориентира следует рассчитать ИП = ИК ± 90° и линию пеленга провести до пересечения с линией пути.

Прямая задача. Известны ИК, vл (vоб), направление ветра Км и угол дрейфа α. Неизвестен ПУα.
Решение:

  • Рассчитать ПУα = ИК ± αл/бпр/б, проложить линию ПУα от исходной точки счисления;
  • Вдоль линии ПУα отложить Sл или Sоб.

Обратная задача. Известны ПУα, vл (vоб), Км, α. Неизвестен ИК.
Решение:

  • Проложить линию ПУα и вдоль неё отложить Sл или Sоб;
  • Рассчитать ИК = ПУα ± αл/бпр/б, затем ККм.к. (ГКК) и задать последний рулевому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: