Параметров бортовых систем

Технологичность систем – один из важнейших показателей качества летательного аппарата. От степени технологичности конструкции систем зависят трудоемкость, цикл подготовки производства, а также надежность летательного аппарата. К показателям технологичности бортовых систем в первую очередь относятся:

- расчлененность бортовых систем на технологически самостоятельные взаимозаменяемые элементы;

- рациональность размещения элементов бортовых систем в отсеках ЛА;

- возможность отработки, регулировки испытаний и контроля систем и их элементов на основных стадиях их изготовления и монтажа.

Расчленение предусматривает монтажные узлы, собираемые на принципах агрегатирования – объединения в отдельные агрегаты различных функциональных элементов (рис. 2.1) в монтажные узлы и блоки, которые полностью собираются на верстаке и испытываются на специальных стендах с последующим монтажом на агрегатах ЛА. Однако при этом может увеличиваться количество различных разъемов коммуникаций, что несет потенциальную возможность нарушения электрического контакта, герметичности и т.п., а также некоторого возрастания массы конструкции.

Рис. 2.1. Монтажный узел

Рациональное размещение обеспечивается при районировании систем в поперечном сечении агрегата (рис. 2.2), а также при прокладке трасс систем в специальных желобах, нишах, гаргротах или обтекателях ЛА.

Рис. 2.2. Схема районирования систем в поперечном сечении фюзеляжа: 1 – радиосистема; 2 – кислородная система; 3 – система кондиционирования; 4 – топливная система; 5 – электросистема; 6 – пневмосистема; 7 – противопожарная система; 8 – гидросистема.

Для отработки отдельных технологически самостоятельных элементов бортовых систем необходимо обеспечивать:

- установку в бортовые системы соответствующих датчиков информации;

- выводы коммуникаций от датчиков;

- разъемы коммуникаций для подключения средств контроля и наземных источников питания;

- необходимое количество органов регулировки систем.

Важным показателем технологичности конструкции является взаимозаменяемость элементов и конструкции в целом. Большое количество деталей и элементов, большие габариты и малая жесткость заставляет использовать при монтаже оборудования зависимый метод изготовления, основанный на использовании эталонов в качестве первичных источников геометрической информации, переносимой через технологическую оснастку на детали и элементы систем.

Сложность бортовых систем является причиной неосуществимости полной взаимозаменяемости по физическим параметрам и предполагает широкое использование компенсирующих и регулирующих звеньев.

Для контроля, испытаний и отработки бортовых систем нужно иметь сложную аппаратуру и стенды в связи с необходимостью моделирования и воспроизведения условий эксплуатации ЛА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: