Согласно ГОСТ 13377-75 «Надежность в технике и определения»:
Надежность – свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого времени или требуемой наработки.
Надежность машин обусловливается его «безотказностью», «ремонтопригодностью» и «долговечностью».
Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность.
Ремонтопригодность – приспособленность изделия к устранению отказов и неисправностей путем проведения ТО и ремонтов.
Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния.
Что же такое работоспособность, неисправность и отказ.
Работоспособность – это состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, обеспечивающим нормальное выполнение заданных функций.
Неисправность – состояние изделия, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований технологической документации.
Между работоспособностью и неисправностью существует обратная связь:
|
|
если изделие исправно – оно обязательно работоспособно;
если изделие работоспособно – оно обязательно исправно.
Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособности. Полная или частичная утрата работоспособности.
Отказы (технологические и эксплуатационные) бывают:
отказами функционирования (когда оборудование не выполняет одной из возложенных на него функций);
отказами по параметру (когда оборудование, выполняя все функции, не удовлетворяет требованиям).
Кроме того отказы подразделяются по характеру процесса, предшествующему ему:
отказы постепенные (в результате изнашивания, коррозии и т.д.);
отказы внезапные (в результате резкого возрастания нагрузки или других факторов).
Ресурс – наработка изделия до предельного состояния, оговоренного в технической документации («ресурс до первого ремонта», «межремонтный ресурс» и др.).
Срок службы – календарная продолжительность эксплуатации изделия до момента возникновения предельного состояния, оговоренного в технической документации.
Показатели «ресурс» и «срок службы» определяются одним предельным состоянием машины, однако существенно различаются между собой.
При одинаковом ресурсе срок службы может быть различный (что чаще всего и наблюдается) в зависимости от условий и интенсивности эксплуатации машин.
Пример – если два одинаковых электрических двигателя с ресурсом по 20 тыс. часов работают (в одинаковых условиях) в год: один 10 тыс. часов, а другой 5 млн. часов, то срок службы их будет соответственно равен: 2 и 4 года.
|
|
Планово–предупредительная система технического обслуживания.
По ГОСТ 18322-73 техническое обслуживание – комплекс работ для поддержания исправности (или только) и работоспособности изделия при использовании его по назначению, при хранении и транспортировке.
В нашей стране утверждена и применяется планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта.
В чем же сущность этой системы?
Плановой она называется потому, что все виды ТО и ремонта машин должны проводиться после определенного числа часов работы (или после выполнения определенного объема работ) по заранее разработанному плану-графику. Причем постановка машин на обслуживание производится независимо от его технического состояния.
Эта система является предупредительной, так как она предусматривает периодичность и состав операций ТО, предупреждающих возникновение аварийных износов и поломок машин.
Необходимо отметить, что в дальнейшем с совершенствованием машин для животноводства получит применение комбинированная система ТО. Сущность – часть операций ТО будет выполняться обязательно в сроки, предусмотренные графиком, а другая часть (для узлов с большой периодичностью технического обслуживания) будет устанавливаться осмотром, проверкой и по показаниям диагностических приборов.
Планово-предупредительная система ТО включает в себя:
1. обкатку и настройку новых и отремонтированных машин;
2. техническое обслуживание машин при их использовании (ежедневное ТО);
3. плановое ТО;
4. диагностику технического состояния;
5. периодический технический осмотр;
6. сезонное техническое обслуживание;
7. ремонт машин и оборудования;
8. хранение.
Обкатка проводится обязательно для каждой машины. Нагрузка в этот период увеличивается постепенно – с холостого хода до нормальной величины. В этот период выявляются дефекты монтажа и изготовления, идет приработка деталей.
Ежедневное ТО – является основным видом технического обслуживания (70 % от общих затрат), обеспечивающим бесперебойную работу машин.
Без проведения ЕТО эксплуатировать машины запрещается.
ЕТО заключается в наружном осмотре, очистке, проверке и затяжке наружных креплений, устранении течи, проверки действия пускозащитных устройств и т. д.
Выполняются операции ЕТО в основном людьми, работающими на машинах, а сложные операции выполняет слесарь фермы.
Плановое техническое обслуживание включает в себя операции ЕТО и дополнительно периодическую замену масла, проверку и регулировку ременных и цепных передач, проверку производительности, расхода электроэнергии и др.
Плановое техническое обслуживание проводится для простых машин только как ТО-1, а для сложных машин – ТО-1 и ТО-2.
Так как машины животноводческих ферм работают как правило одинаковое число часов в сутки, то периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 назначается в календарных днях. Это значительно упрощает составление календарных графиков технического обслуживания и контроль их исполнения.
Плановое ТО проводят звенья мастеров-наладчиков хозяйств или предприятий сервисных служб на основе договорных обязательств с хозяйствами.
Периодический технический осмотр проводится 1 – 3 раза в год. Цель:
1. проверить состояние машин и оборудования;
2. установить потребность в ремонте;
3. проверить знания правил эксплуатации техники обслуживающим персоналом.
Периодический технический осмотр проводится главным инженером хозяйства, заведующим фермой и слесарем фермы в присутствии представителя Госсельтехнадзора.
Сезонное техническое обслуживание (СТО) проводится за некоторыми машинами и установками (как правило за сложными), с целью подготовки их к новым условиям эксплуатации (перед весенне-летними и осенне-зимними периодами).
|
|
При СТО проводят замену смазочных материалов, проверку расхода мощности, состояния электрооборудования и пускозащитной аппаратуры.
Ремонт организуют на совхозных и колхозных пунктах технического обслуживания и ремонту оборудования животноводческих ферм, на станциях технического обслуживания системы «Сельхозтехника», а сложное оборудование ремонтируют в специальных мастерских или на ремзаводах системы «Сельхозтехника».
Хранение машин организуют в соответствии с утвержденными правилами (ГОСТ 7751-71).
Таким образом схема системы технического обслуживания выглядит так: