Курсовые работы

Курсовая работа – самостоятельное исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умении применять их на практике. При ее выполнении студент должен продемонстрировать знание теоретического материала, научной литературы, исследовательский подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.

Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея.

Курсовые работы выполняются студентами-бакалаврами на 1, 2 и 3 курсах и являются обязательной частью учебного процесса.

Работа над курсовым сочинением начинается со знакомства с научным руководителем и выбора темы для исследования. Возможно несколько путей выбора темы курсовой работы. Во-первых, она может быть выбрана студентом из списка тем, разработанного и утвержденного кафедрой. Тематика курсовых работ ежегодно пересматривается и утверждается кафедрой. Кроме того, тема может быть предложена студенту научным руководителем. И, наконец, студент может выступить с инициативой и сам предложить тему. В любом случае важно ориентироваться на собственные предпочтения и рекомендации научного руководителя.

Студенту необходимо с полной мерой серьезности отнестись как к выбору темы, так и к выполнению курсовых работ 1, 2 и 3 года обучения в университете: чаще всего тема курсовой работы второго курса впоследствии углубляется и вырастает в дипломное исследование. Кроме того, начав сбор материала по конкретной теме на 1-м курсе, логично было бы продолжать его позже, углубляя свои знания в избранной области.

Курсовые работы, выполняемые на 1, 2 и 3 курсах обучения в университете, несколько различаются по тем целям, которые в них реализуются, а также по ряду формальных признаков.

Курсовая работа студента 1-го курса, по сути, носит ознакомительный характер. Ее цель – выработать навыки самостоятельного анализа текста, а также навыки работы с научной литературой. Работа может представлять собой обзор литературы по актуальной научной проблеме и, соответственно, носить реферативный характер. Это не исключает постановки уже в первой курсовой работе конкретных исследовательских задач, касающихся частных проблем, отдельных особенностей художественного текста.

Объем курсовой работы студента первого курса ориентировочно составляет не менее 15 печатных страниц. Список литературы должен насчитывать не менее 10 пунктов.

Структура работы:

- Титульный лист;

- Оглавление (Содержание);

- Введение;

- Основная часть;

- Заключение;

- Список использованной литературы.

Оценка за курсовую работу, выполненную на первом курсе, выставляется научным руководителем до начала экзаменационной сессии.

Курсовая работа студента 2-го курса должна иметь исследова-тельский характер. Литературоведческая работа должна быть посвящена анализу поэтики, системы персонажей и т.п. художественного текста. Материалом исследования в ней может стать одно произведение или ряд произведений с внутренней связью, небольшого объема (например, лирический цикл).

Курсовая работа по лингвистике исследовательского типа начинается с изучения теории вопроса и его истории. Изложение этих вопросов составляет содержание вводной части работы. Специфика исследовательских работ требует знакомства с принципами отбора фактического материала, составления картотеки с приемами обработки собранного материала и подачи его в связном тексте. В работе над фактическим (речевым) материалом можно выделить три этапа: 1) накопление языковых фактов, 2) соответствующая их обработка и 3) подача в тексте курсовой работы.

Накопление заключается в отборе соответствующего языкового материала из определенных источников: художественных произведений, научных текстов, словарей разных типов, из наблюдений над устной речью, газетными материалами и др. В зависимости от темы может быть использовано одно произведение или несколько, одного автора или разных. Выписка материала бывает исчерпывающей (сплошной) и частичной (выборочной). Полная выборка дает более точное представление об исследуемой языковой единице, поэтому она во многих работах является обязательной. Так, тема «Безличные предложения в рассказах А.П. Чехова» требует, чтобы были выписаны все безличные предложения из текстов рассказов. Объем курсовой работы студента второго года обучения – не менее 20-25 страниц. Список литературы по проблеме исследования – не менее 15 пунктов.

Структура работы:

- Титульный лист;

- Оглавление (Содержание);

- Введение;

- Основная часть;

- Заключение;

- Список использованной литературы.

Оценка за работу, выполненную на втором курсе, выставляется по результатам публичной защиты на заседании кафедры. Умение отстоять свою точку зрения влияет на качество оценки. Во время защиты студент должен кратко (в течение 3-5 минут) изложить содержание своей работы, дать исчерпывающие ответы на вопросы членов кафедры. Окончательная оценка за курсовую работу выставляется коллегиально по итогам защиты с учетом качества выполненной работы, вносится научным руководителем в зачетную книжку.

Учебным планом предусмотрено выполнение двух курсовых работ студентами третьего курса. Обе работы чрезвычайно значимы. В них обозначается исследовательская перспектива, и, как следствие, нередко они становятся полноценными фрагментами дипломного сочинения. В курсовых работах третьего курса решаются более значимые исследовательские задачи, чем в работах, выполненных на 1-м и 2-м курсах. Анализируются произведения большего объема, анализ проводится в разных аспектах. Возможно сопоставление двух или нескольких текстов.

Объем курсовой преддипломной работы – 35-40 страниц. Список литературы по проблеме исследования – около 40 пунктов.

Структура работы:

- Титульный лист;

- Оглавление (Содержание);

- Введение;

- Основная часть (одна или две главы);

- Заключение;

- Список использованной литературы.

Оценка за курсовые работы третьего курса выставляется по результатам публичной защиты. Процедура защиты преддипломного сочинения на заседании кафедры особенно важна, так как в ее ходе принимается кафедральное решение о научной обоснованности темы будущего дипломного сочинения, о степени профессиональной подготовки студента к его выполнению. Решение о целесообразности выполнения той или иной дипломной работы принимается коллегиально, так же, как и выставляемая оценка. После кафедрального обсуждения тематика всех дипломных работ утверждается на заседании научно-методического совета факультета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: