Этапы выполнения курсовой работы

Курсовая работа по психологии является одной из форм организации и осуществления учебно-исследовательской деятельности студентов по актуальным проблемам психологии. Выполнение курсовых работ по психологии предусмотрено учебным планом подготовки специалистов по педагогическим и психологическим специальностям. По своему содержанию курсовая работа может рассматриваться и как форма научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Курсовая работа выполняется в течение одного года.

В структуре учебно (научно)-исследовательской деятельности можно выделить, во-первых, предметное содержание (мотивационно-целевой аспект) и, во-вторых, операционально-техническую сторону (система познавательных действий и операций).

Мотивы – причины, побуждающие и направляющие научно-исследовательскую деятельность студента, могут быть внешними (необходимость выполнения этого вида работ, так как он предусмотрен учебным планом), а могут быть внутренними – адекватными сущности этой деятельности (познавательный мотив – желание установить истину, выявить и описать факты, закономерности или механизмы различных особенностей личности, сознания, активности людей).

В ходе выполнения курсовой работы можно выделить несколько этапов, которые в дальнейшем будут соответствовать отдельным частям курсовой работы.

1. Теоретический этап, который предполагает:

- выбор темы для исследования. Успех в учебно(научно)-исследовательской деятельности студента во многом зависит от правильного выбора темы курсового исследования. Важно, чтобы тематика была обусловлена устойчивым познавательным интересом самого исследователя – студента. Выбрав тему исследования, студент согласует ее с научным руководителем, после чего студент пишет: 1) заявление на имя заведующего кафедрой психологии развития с просьбой разрешить выполнить научно-исследовательскую работу по данной теме (образец в приложении А); 2) план-график работы (в 2-х экземплярах) выполнения курсовой работы по выбранной проблеме, где указывает конкретные сроки выполнения разных видов работ (образец в приложении Б).

- определение проблемы исследования. Постановка проблемы означает выяснение степени ее изу­ченности, выделение малоизученных и неизученных вопросов, противоречий в имеющихся знаниях. Проведение исследования как раз и диктуется необходимостью разрешения проблемы.

Источником формулировки проблемы может являться какая-либо жизненная ситуация. Чтобы ее разрешить, необходимо выяснить пути и средства, при помощи которых можно преодолеть сло­жившиеся затруднения, выйти из проблемной ситуации. Например, интересно было бы выяснить, влияет ли просмотр боевиков на агрессивное поведение подростков или почему возникают конфликты между родителями и взрослыми детьми и т.п. Проблема должна быть актуальной, то есть значимой в данный период развития науки и практики. Ее решение должно привести к значимым результатам, обеспечить успех в решении и других свя­занных с ней проблем.

- подбор, конспектирование, аннотирование и реферирование литературы (ознакомление со справочными и библиографическими изданиями по психологии, составление библиографии по теме исследования);

- составление словаря основных понятий, относящихся к выбранной теме (с использованием словарей, энциклопедий, наиболее известных работ по исследуемой проблеме);

- результатом этого этапа исследования является литературный обзор по проблеме исследования, в котором содержится следующая информация:

§ феноменология – описание проявлений изучаемой психической реальности (место данного явления среди других психических явлений и процессов, их взаимосвязях и взаимоотношениях, причинах, обусловливающих его возникновение, развитие и функционирование; описание выявленных закономерностей и механизмов, которым подчиняется данное психическое явление; научное и практическое использование этого явления);

§ краткое описание конкретных психологических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными по данной научной проблеме, с указанием их фамилий, проблем исследования, используемых методов, основных идей и полученных результатов. Необходимо сопоставить, сравнить и обобщить эти результаты, выделить, в чем сходство позиций ученых, в чем отличие. Указать, какая информация является лишь гипотетической и не имеет экспериментального подтверждения.

Фактически, в обзоре литературы дается очерк основных этапов в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме. Критически осветив основные работы, следует обозначить те вопросы, которые остались неразрешенными и, таким образом, определить место своего исследования в решении изучаемой проблемы, изложить собственную позицию автора курсовой работы. Обзор заканчивается резюме о необходимости проведения исследований в данной области и определением предмета своего исследования с обоснованием выбора принятого направления исследования.

В процессе написания теоретической части курсовой работы при обзоре литературы по теме можно использовать аннотирование. Аннотация представляет собой краткую обобщенную характеристику книги (или ее части), статьи и другого материала, раскрывающую их направленность, содержание, назначение и другие особенности, а также ее критическую оценку. Если рассматривается несколько работ по одной теме, то необходимо показать в аннотации, чем они различаются.

Весь порядок изложения материала в теоретической части курсовой работы должен быть подчинен проблеме и цели исследования. Необходимо стремиться к логичности и последовательности изложения основного содержания, избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема работы.

Ссылки на источники. При написании курсовой работы необходимы ссылки на источники, материалы или отдельные результаты, которые приводятся в работе, или на те идеи и выводы, на основе которых разрабатываются проблемы, задачи, вопросы, изучению которых посвящена курсовая работа. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем, позволяют получить представление о его содержании, языке текста, объеме. Они также свидетельствуют об умении студента пользоваться литературой. Если материал излагается студентом в курсовой работе без ссылок на источники, в которых содержится описание данного материала, то такую работу следует признать плагиатом.

Изложение в тексте ведется от лица студента, то есть автора курсовой работы. Предпочтительнее использовать либо безличную форму изложения, либо местоимение «мы» и его производные. Например:

«В данной работе исследуется вопрос о …», «В исследовании использовались следующие методы…» (безличная форма). «Нами был проведен анализ работ …», «В исследовании нами использовались следующие методы… нам удалось установить, что …» «Мы провели анализ …» (формы местоимения «мы»).

При написании текста курсовой работы студент обязан давать ссылки с указанием авторов и источников, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. В том месте курсовой работы, где дается ссылка, необходимо указать номер источника по списку литературных источников к курсовой работе. Можно использовать следующие словесные выражения:

И. П. Павлов [14] рассмотрел вопрос о …; в работе О. И. Никифоровой выделены основные характеристики различных видов воображения [10]; Е. И. Иванов установил, что существует два вида отношений между людьми [5]; В. П. Зинченко [6] в своих работах описывает …; Л. С. Выготский сформулировал закон развития высших психических функций [4], М. И. Лисина экспериментально выявила 4 формы общения ребенка со взрослым [9].

Инициалы в тексте курсовой работы указываются перед фамилией автора, а в списке литературных источников – после фамилии автора.

Цитирование (прямое заимствование) допускается только с обязательным использованием кавычек. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки с указанием страницы цитирования. Пример цитаты в тексте курсовой работы:

С.Миллер подчеркивает, что «особый интерес представляет возможность на самых ранних этапах развития выявить факторы риска нарушений и последствия их действия» [14, с. 151] (здесь 14 - номер источника в списке литературы к курсовой работе, 151 - номер страницы в литературном источнике, на которой находится цитируемое высказывание).

Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то желательно ссылаться на последние издания. На более ранние издания можно ссылаться в тех случаях, когда в них есть нужный материал, не включенный в последние издания. В том случае, если студенту недоступен оригинальный источник, и он вынужден излагать материалы по другим работам, то следует указать, по какому источнику проводится изложение. Например: после завершения изложения данных автора, на которого ссылается студент, указывается: «(излагается по [5])», где цифра 5 обозначает номер излагаемого источника в списке литературы.

2. Эмпирический этап предполагает определение методологии исследования, подбор методов и конкретных процедур (методик) сбора эмпирического материала, который необходим для подтверждения или опровержения гипотезы исследования. Студент уточняет методики исследования, подбирает стимульный материал, определяет форму протокола (см. Приложение Е), а также определяет объем и качество выборки испытуемых для исследования. После этого студент собирает эмпирический материал и осуществляет его количественную и качественную обработку, описывает полученные им результаты исследования, то есть анализирует в соответствии с поставленными задачами. Затем студент обобщает теоретический и эмпирический материал, интерпретирует его в соответствии с выбранным методологическим подходом, теорией, описывает в терминах, в которых сформулированы предмет, объект, цель, задачи и гипотеза. Итогом работы является формулировка вывода о том, подтвердилась или нет сформулированная им гипотеза. При необходимости студент может использовать статистические методы обработки данных для установления значимости и надежности полученных результатов.

Результаты курсовой работы оформляются в виде текста и представляются в рукописном или напечатанном виде на проверку научному руководителю. Основным результатом курсовой работы является решение той проблемы, которая была сформулирована, и направляла научно-исследовательскую деятельность студента. Основные результаты курсовой работы зафиксированы в выводах исследования. Защита курсовой работы проводитсяв комиссии или на научно-практической конференции в форме доклада (сообщения). Научный руководитель принимает курсовую работу на проверку не менее чем за 7-10 дней до ее защиты и принимает решение о допуске курсовой работы к защите. Оценка по курсовой работе выставляется комиссией после ее защиты. Система критериев оценки курсовой работы помещена ниже.

Последовательность описанных этапов осуществления студентом научного исследования соответствует плану курсовой работы (форму и структуру плана см. в приложении Г, пример плана см. в приложении Д). Минимальный общий объем текста курсовой работы составляет 35-40 страниц, работа выполняется на листах формата А4 и подшивается в папку. Одну треть работы (10 - 14страниц) занимает теоретический анализ по проблеме исследования и две трети – эмпирическая часть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: