Площадь маневрового рейда определяется площадью круга, диаметр которого равен 3,5 длинам судна:
Sмр = πd2 / 4
Практическое занятие № 2. Определение основных размеров причалов.
Цель занятия: научиться определять основные размеры причалов - возвышение кордона причала, глубину воды у причалов, длину причального фронта.
Продолжительность – 2 часа
Теоретическая часть
Основными размерами причалов являются: отметка кордона, глубина, длина.
1. Возвышение кордона причала
При определении отметки кордона причалов исходят из следующего:
- возвышение кордона над отсчетным уровнем должно обеспечить нормальные условия производства перегрузочных операций и работы наземного транспорта;
- причал должен быть незатопляемым;
- подземные коммуникации причала (водопровод, кабели электроснабже-ния и т. д.) должны располагаться выше горизонта воды.
2. Длина причалов
Причал должен иметь длину, обеспечивающую безопасную стоянку расчетного судна, и достаточные размеры участков по носу и корме судна для производства швартовных операций. Размеры этих участков зависят от положения причала на причальном фронте (концевой или промежуточный причал) и от конфигурации причального фронта в плане.
Содержание и порядок выполнения работы:
1. Возвышение кордона причала находится:
Z = h + ∆ h + a,
где h - высота волны, м;
∆ h - всплеск волны, м., принимается 0,1 м;
а - запас на возвышение кордона причала; принимается равным 1 м.
Высота волны определяется по формуле:
h = 0.02w2
где w - угловая скорость ветра на акватории порта, принимается равной 10-15 м/с.
2. Глубина воды у причала
Глубина у причала находится:
Н =Тгр+ Z1+Z4,
где Тrp, - максимальная осадка расчетного типа судна в грузу, м;
Z1, - навигационный запас под килем судна, м.
Эта величина в зависимости от грунта на акватории порта принимается:
для илистых грунтов - 0, 04Тгр;
для грунтов средней плотности (песок, глина) - 0, 05Тгp;
для плотных и скальных грунтов - 0, О6Тгр.
Z4 - запас глубины на отложение наносов. Устанавливается в зависимости от интенсивности наносов. Принимается в зависимости от местных условий в пределах от 0,4 до 1,2 метра.
В портах введена унификация глубин в зависимости от их назначения и вида с учетом возможности в дальнейшем приема перспективных судов (табл. 3). Полученную величину глубины причала приводят к типовой.