double arrow

Характеристика анализа литературных источников


Роль изучения источников трудно переоценить. Они важны для отбора факторов, а также и для расширения кругозора, развития фантазии и воображения студента, формирования идеи и замысла работ, для интерпретации выводов.

Каждый вид источника имеет свои особенности, которые определяют характер и ценность имеющегося в нем материала. Поэтому материал, полученный из различных источников, целесообразно подвергнуть тщательному анализу.

При анализе источников важно также установить оригинальность фактического материала.

Что дают нам различные источники?

Социологические источники могут дать конкретный статистический материал. Они способствуют определению проблем, подлежащих разрешению, помогают наметить гипотезы для разрешения поставленных проблем. Особое внимание социологические источники приобретают на первом этапе исследования, в процессе отбора фактического материала, формирование гипотез и разработки плана, подтверждение гипотез. Социологические источники помогают раздвинуть исследуемую проблему вширь. Однако для выявления зависимостей и закономерностей социологические источники пока мало что дают.

Учебники и учебные пособияслужат средством ознакомления с достижениями науки, с твердо установившимися положениями, с логикой предмета и учебного процесса.

Периодические издания:журналы, различные бюллетени, вестники, газеты – помогают автору определить актуальность темы, общественно – политическую ее значимость. В них можно почерпнуть новый злободневный материал фактов (в дополнении к имеющемуся у автора), познакомится с новыми идеями и установками. В журналах и газетных статьях очень часто можно выявить новую для автора идею, уловить новый подход к разрешению проблемы. Этот вид источника очень важен для организации исследования, для выбора направлений исследования.

Очень полезны вырезки из газет и журналов по различным темам. Кто их делает, никогда не жалеет о затраченном времени. Часто мысли, изложенные в газетах и журналах, реализуются значительно позже и потому их идея, может быть использована в последующей работе. Перечитывая вырезки, разложенные в папках по темам, мы как бы с новых позиций смотрим на изложенные в них материалы. Нередко при этом возникают новые идеи, мысли, касающиеся улучшения своей работы.

Существует определенная техника обработки вырезок. Прежде всего, на каждой вырезке должен быть указан источник: название, газеты, номер ее, дата выпуска. Вырезки целесообразно хранить в папках по темам.

Законодательные и правовые документы дают нам возможность определить правильность направления наших исследований, получить дополнительные статистические сведения.




Архивные источники делятся на объективные и субъективные. Последние должны быть подвергнуты особо тщательному анализу.

Мысли, заимствованные из других источников, могут быть переработаны и интерпретированы с помощью собственного материала. В таких случаях автор работы указывает использованный источник в списке литературы и специальных сносок не делает. Если же заимствована не только сама мысль, но и ее изложение (цитата), то автор работы должен взять заимствованную мысль в кавычки и сделать подробные указания об источнике заимствования в общепринятом порядке.

В самом деле, если при анализе источника четко определить его содержание, указать в строгой логической последовательности все основные вопросы, излагаемые в изученном труде, затем осмыслить теорию каждого такого вопроса, уяснить практику и методику, то произвольно или непроизвольно, материал источника делается собственным достоянием изучающего, превращается в действенное средств при самостоятельной разработке других вопросов.

Подобный анализ обеспечивает качественную переработку материала, способствует выделению главного, основных закономерностей. Выявив основные теоретические положения для каждого факта, легче выявить и их общий характер.

Выявить общее – это значит, прежде всего, понять закономерности и идеи, связывающие различные факты и явления, и в последующем обосновать факты и явления научными положениями педагогики и методики.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: