Наблюдение – один из типичных методов исследования.
В процессе целенаправленного наблюдения отбираются необходимые для разработки темы факты, происходит образование первоначальных представлений объектов, подлежащих включено в работу, группируются факты и явления.
Умение видеть, наблюдать, фиксировать наблюдаемое – важные качества, необходимые любому специалисту.
Специально организованное наблюдение совершается по определенной программе. Существуют различные формы фиксирования наблюдаемого. Может быть проведено ксерокопирование фотографирование явления.
Существуют различные формы фиксирования фактов и явлений, попадающих в поле зрения исследователя: дневник, записные книжки. В ряде случаев записывают факт или явление на простом листке бумаги с пометкой, к какой теме оно относятся. В других случаях составляются карточки. Вот пример одной из возможных форм таких карточек.
1. Источник. Автор ______________________________Название___________________
_______________________________Место издания________________________________
|
|
Издательство ________Год издания ____________________Страница________________
2. Тема, в которой относится факт ______________________________________________
3. Сущность факта или явления________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
4. Условия возникновения и протяжения явления _________________________________
___________________________________________________________________________
5. Причины возникновения ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Следствия, выводы и приложения ____________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Обоснование и доказательство ______________________________________________
___________________________________________________________________________
8. Возможности _____________________________________________________________
Карточки наиболее рациональная форма записи фактов. Такая карточка заполняется не вся сразу, а постепенно, по мере осмысливания факта или явления. Карточка нацеливает исследователя на дальнейшую обработку материала, она помогает исследователь выработать у себя определенные умения и навыки по отбору и отработке фактов.
Естественно, что эта форма не единственная. Она может быть иной по содержанию и по структуре. Можно ее сделать в виде графика зависимости явления от различных причин или в виде примерной схемы.
Примерная схема анализа и разработки отдельных проблем и вопросов темы.
Проблема, опрос | Его теория | Его практика | Его методика |
Каждый вопрос темы анализируется и разрабатывается с точки зрения его содержания, его теории, его практики и методики.
2.3 Примерный план работы или содержание работы
Составляется в начале работы над темой или на первом этапе одновременно с подбором литературных или других источников.
|
|
Представляет собой перечень, расположенных в определенной логической последова-тельности вопросов, которые автор хочет осветить в теме.
Логические контуры плана представляются следующим образом:
1. Введение. Теоретическое и практическое обоснование важности и актуальности темы.
2. Цель и задачи, подлежащие разрешению в работе. Степень разрешенности задач в опубликованной литературе. Анализ опубликованной по теме литературы.
3. Главная, ведущая идея и принципы, на основе которых разрешаются цели и задачи темы.
4. Содержание работы, раскрывающее сущность, логику, методы темы, обоснование теоретических и практических положений. Суждения, умозаключения, их обоснование и доказательства.
5. Результаты экспериментальной проверки отдельных положений и выводов темы.
6. Основные выводы, к которым пришел автор, предложения и рекомендации врача. Вопросы, имеющие важное значение, которые автор пытался разрешить, но не решил по каким – то причинам. Трудности, возникшие в процессе разрешения различных вопросов, и пути их устранения. Возможные проблемы, вытекающие из темы, и их разрешение. Рекомендации по применению в практической деятельности.
7. Использованная литература.
8. Приложения автора.
План согласовывается с руководителем и его контуры оформляются в определенную структуру выпускной квалификационной работы.