Характеристика метода наблюдения

Наблюдение – один из типичных методов исследования.

В процессе целенаправленного наблюдения отбираются необходимые для разработки темы факты, происходит образование первоначальных представлений объектов, подлежащих включено в работу, группируются факты и явления.

Умение видеть, наблюдать, фиксировать наблюдаемое – важные качества, необходимые любому специалисту.

Специально организованное наблюдение совершается по определенной программе. Существуют различные формы фиксирования наблюдаемого. Может быть проведено ксерокопирование фотографирование явления.

Существуют различные формы фиксирования фактов и явлений, попадающих в поле зрения исследователя: дневник, записные книжки. В ряде случаев записывают факт или явление на простом листке бумаги с пометкой, к какой теме оно относятся. В других случаях составляются карточки. Вот пример одной из возможных форм таких карточек.

1. Источник. Автор ______________________________Название___________________

_______________________________Место издания________________________________

Издательство ________Год издания ____________________Страница________________

2. Тема, в которой относится факт ______________________________________________

3. Сущность факта или явления________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

4. Условия возникновения и протяжения явления _________________________________

___________________________________________________________________________

5. Причины возникновения ____________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Следствия, выводы и приложения ____________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Обоснование и доказательство ______________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Возможности _____________________________________________________________

Карточки наиболее рациональная форма записи фактов. Такая карточка заполняется не вся сразу, а постепенно, по мере осмысливания факта или явления. Карточка нацеливает исследователя на дальнейшую обработку материала, она помогает исследователь выработать у себя определенные умения и навыки по отбору и отработке фактов.

Естественно, что эта форма не единственная. Она может быть иной по содержанию и по структуре. Можно ее сделать в виде графика зависимости явления от различных причин или в виде примерной схемы.

Примерная схема анализа и разработки отдельных проблем и вопросов темы.

Проблема, опрос Его теория Его практика Его методика

Каждый вопрос темы анализируется и разрабатывается с точки зрения его содержания, его теории, его практики и методики.

2.3 Примерный план работы или содержание работы

Составляется в начале работы над темой или на первом этапе одновременно с подбором литературных или других источников.

Представляет собой перечень, расположенных в определенной логической последова-тельности вопросов, которые автор хочет осветить в теме.

Логические контуры плана представляются следующим образом:

1. Введение. Теоретическое и практическое обоснование важности и актуальности темы.

2. Цель и задачи, подлежащие разрешению в работе. Степень разрешенности задач в опубликованной литературе. Анализ опубликованной по теме литературы.

3. Главная, ведущая идея и принципы, на основе которых разрешаются цели и задачи темы.

4. Содержание работы, раскрывающее сущность, логику, методы темы, обоснование теоретических и практических положений. Суждения, умозаключения, их обоснование и доказательства.

5. Результаты экспериментальной проверки отдельных положений и выводов темы.

6. Основные выводы, к которым пришел автор, предложения и рекомендации врача. Вопросы, имеющие важное значение, которые автор пытался разрешить, но не решил по каким – то причинам. Трудности, возникшие в процессе разрешения различных вопросов, и пути их устранения. Возможные проблемы, вытекающие из темы, и их разрешение. Рекомендации по применению в практической деятельности.

7. Использованная литература.

8. Приложения автора.

План согласовывается с руководителем и его контуры оформляются в определенную структуру выпускной квалификационной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: