Тема 3. Административное право России

1.Понятие, система и источники административного права.

2. Административно-правовое регулирование.
З. Административная ответственность.

1. В процессе изучения вопросов, посвященных административному праву, студенты должны понять специфику общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Административное право имеет свой объект регулирования, который состоит из трех основных составляющих: 1) специфических управленческих отношений, которые складываются в процессе деятельности органов государственной власти; 2) управленческих отношений органов местного самоуправления; 3) отношений, реализуемых общественными объединениями в части осуществления государ­ственных функций. Таким образом, административное право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государ­ством, следовательно, эта отрасль права относится к публичным правовым отношениям. Выполнение административных норм обеспечивается силой государственного принуждения в целях регулирования деятельности органов государственного управления, исполнительных органов власти, а также негосударственных органов, связанных с управлением.

Источниками административного права выступают Конституция РФ, конституции субъектов в составе России, уставы субъектов РФ, конституци­онные законы, кодексы, федеральные законы и законы субъектов РФ, постановления палат Федерального собрания, постановления органов представительной власти субъектов РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоря­жения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, государственного управления и аналогичных органов субъектов РФ, решения органов местного самоуправления.

Таким образом, можно сделать правильный вывод о том, что административно-правовые нормы содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах и могут быть либо посвящены непосредственно управлению, либо могут размещаться в норма­тивных актах других отраслей права. За годы, прошедшие с момента оформления России как суверенного государства, фактически не осталось нормативных актов высших и центральных органов СССР, которые регулировали бы административные отношения. Кодифицированных документов по административному праву немного. Кодифицирован фактически лишь институт административной ответственности. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ, вступивший в действие на территории России с 01 июля 2002 года. Остальные источники административного права РФ, законы и подзаконные акты, являются достаточно мобильными, так как регулируют быстро изменяющиеся отношения в сфере организации общественной жизни.

Следующим существенным назначением административного права является то, что оно регулирует деятельность органов государственного управления. В первую очередь следует знать, что такое институт государственной службы, которая представляет собой профессиональную деятельность по исполнению должностных обязанностей в соответствии с принципами разделения властей и принципом федерализма. Государственная служба подразделяется на Федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ. Кроме того этот вид административной деятельности, естественным образом сопряженный с другими видами права, включает в себя два основных вида: гражданскую государственную службу (непосредственно в государственных органах) и милитаризованную (военную, службу в органах внутренних дел, таможенных органах, органах спасения и пр.). Следует знать основные подразделения государственных должностей категорий «А» и «Б», иметь представление о правах и обязанностях государственных служащих.

2. Для понимания второго вопроса необходимо уяснить, что сам процесс административно-правового регулирования представляет собой систему последовательных действий государственных органов при помощи правовых методов и средств для достиже­ния целей регулирования поведения участников общественных отношений в сфере государственного управления, которое осуществляется на двух уровнях: федераль­ном и уровне субъектов РФ.

Поскольку в государственном управлении нуждаются все сферы общественных отношений, далее необходимо осветить вопрос о функциях, формах и методах админи­стративно-правового регулирования. В нем традиционно выделяются экономическая, административно-политическая и социально-культурная сферы. К общим функциям государственного управления относят прогнозирование, планирование, коорди­нацию, регулирование, контроль результатов и др. Осуществление этих функций происходит в конкретных формах управленческой деятельности. Форма управлен­ческой деятельности - это внешне выраженное действие органа исполнительной власти, осуществляемое в рамках его полномочий и компетенции. Среди форм управленческой деятельности обычно выделяют установление норм права (правотворчество) и применение норм права (индивидуальные акты управления). Кроме того, органы исполнительной власти и их должностные лица осуществляют специальные действия юридического характера, которые влекут юридические последствия (например, регистрация юридических лиц, выдача лицензий, регистрация права собственности).

Студент должен знать различие между актами государственного управления и правоприменительными актами.

Следует обратить внимание на то, что специфика административно-правового регулирования характеризуется властностью, односторонностью регулирования и неравенством субъектов отношений, поэтому основным является метод власти-подчинения (метод распорядительства). Среди прочих методов можно назвать метод рекомендаций, метод согласования. Причем, если для административно-политической сферы преобладающими являются методы государственного управления; то для экономической, социально-культурной сферы, межотраслевого комплекса характерны лицензирование, сертификация, налоговая политика, согласование и др.

3. При изучении следующего вопроса надо четко уяснить, что административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к физическим лицам - гражданам, включая государственных, муниципальных служащих, должностных лиц, а в соответствующих случаях и к юридическим лицам за нарушение законности и государственной дисциплины. Необходимо понимать, что административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается, во-первых, в общей цели: достижении законности, а, во-вторых, в принудительном характере мер воздействия на правонарушителя. Вместе с тем административная ответственность имеет свои особенности: она устанавливается как органами законодательной власти, так и органами исполнительной власти в объеме своих полномочий и компетенции; наложение административных взысканий осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти, а в некоторых случаях судами. В отличие от дисциплинарной ответственности здесь нет прямой соподчиненности между правонарушителем и лицом, уполномоченным налагать административные взыскания за совершенные правонарушения.

Административная ответственность для физических лиц наступает с 16 лет. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются, как правило, меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссии по делам несовершеннолетних. Основанием административной ответственности являются совершение административного проступка и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность. Административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, государ­ственную, муниципальную, кооперативную, частную или общественную собствен­ность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противо­правное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет по своему характеру за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. К специфическим признакам административного правонарушения относятся его антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличии администра­тивного правонарушения может отсутствовать состав административного правона­рушения, что исключает привлечение к административной ответственности. Признаками состава административного правонарушения являются объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектами административного правонару­шения являются физические и юридические лица. Объективная сторона - это запрещенное деяние. Субъективная сторона - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других нормативно-правовых актах. Следует учесть, что от преступлений административные правонарушения отлича­ются лишь меньшей степенью общественной опасности.

Некоторые составы административных правонарушений можно назвать формальными, так как административная ответственность наступает независимо от того, наступили отрицательные последствия от данного нарушения или нет. Достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами администра­тивно-правовых актов (например, нарушение правил дорожного движения, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности).

За совершение административного проступка налагается административное взыскание. Административное взыскание - это мера юридической ответственности, налагаемая государством или от имени государства за совершенное администра­тивное правонарушение. Эта мера применяется, прежде всего, в духе соблюдения законов, уважения прав других лиц и правопорядка в целом в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение. Она также выполняет функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами. Основными
видами административных взысканий являются: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты), административный
арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина
или лица без гражданства, дисквалификация. В законе предусмотрены как основные, так и дополни­тельные меры административных взысканий. Возмездное изъятие, конфискация административное выдворение могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, остальные - только в качестве основных...

Предупреждение - мера взыскания морального характера. Оно применяется только в письменной форме. Устное предупреждение не является администра­тивным взысканием. Штраф является денежным взысканием, налагаемым от имени государства в пределах, предусмотренных законодательством. Штраф устанавливается в величине, кратной:

либо минимальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета административного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции. Размер штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Возмездное изъятие назначается только судьей и состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему соб­ственнику за вычетом суммы расходов на реализацию. Конфискация - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей – также назначается судьей. Следует различать конфискацию и изъятие у правонарушителя орудия совершения правонарушения, которое принадлежат иным лицам (законному собственнику). Также конфискуются изъятые из оборота орудия совершения правонарушения, либо вещи, находившиеся в противоправном владении нарушителя. Лишение специальных прав, предостав­ленных гражданину, не может быть менее одного месяца и более двух лет. Оно применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Административный арест устанавливается и применяется в исключительных
случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Однако за нарушение режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции срок административного ареста может достигать тридцати суток. Назначается арест только судьей. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам 1 и 11 групп, Мера взыскания в виде выдворения за пределы РФ заключается в принуди­тельном и контролируемом перемещении через государственную границу, а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России иностранных граждан и лиц без гражданства.

За одно и то же правонарушение к лицу, его совершившему, можно применить только одно административное взыскание или основное и дополнительное вместе. Однако это не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной и материальной ответственности, если такое предусмотрено законодательством. При совершении нескольких административных правонарушений, совершенных одним лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, за исключением случаев, когда эти дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), в этом случае взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение.

Административное взыскание может быть наложено за правонарушение не позднее двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении (в случае, когда лицо продолжает совершать правонарушение после его обнаружения) – сроки начиняют исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: