Расчет экономии в дипломных проектах автомехаников является самым сложным элементом по причине отсутствия учетных данных в АТП по отдельным участкам, зонам, отделениям.
Разработки, выполняемые в HИИAT за последние два года позволяют вести расчеты за счет улучшения технико-экономических показателей дипломном проекте, а именно:
1. Сокращение трудоемкости - Эт
2. Сокращение расходов на запасные части и материалы - Эзчм
3. Повышение коэффициента выпуска автомобилей на линию - Эв
4. Экономии ГСМ - Эгсм
5. Экономии по шинам - Эш
7.8.1. Расчет экономии за счет сокращения трудоемкости – возможно рассчитать в том случае, когда проектируемый объект имеется в АТП. В результате новых норм на ТО и ремонт, с внедрением на проектируемый объект нового высокопроизводительного оборудования, с прогрессивной технологией сократилось количество рабочих, или понизился средний разряд рабочих.
При сокращении штата рабочих экономию получим как разность заработной платы до проекта и по проекту.
Определяем экономию за счет сокращения числа рабочих по заработной плате и начисленям:
Эр = (3о + Зд + Нз) доп. – (Зо + Зд + Hз) П руб
№ п / п | Виды заработной платы | До проекта | До проекту |
Заработная плата по тарифным ставкам | |||
Надбавка за работу в ночное время | |||
Надбавка за бригадирство | |||
Премии за выполнения задания и качество работы | |||
Дополнительная зарплата | |||
Начисления на зарплату | |||
ИТОГО |
7.8.2. Экономия затрат на запасные части и материалы – получается за счет повышения надежности и долговечности работы узлов и агрегатов автомобиля при внедрении на проектируемый объект нового оборудования, передовой технологии, качества выполненной работы.
Процент сэкономленных запасных частей и агрегатов для учебных целей принимается – 8 – 12%.
Определим экономию по запасным частям и материалам:
руб.
где, СЗЧП — затраты на запасные части по смете проекта, руб.;
СМП — затраты на материалы по смете проекта, руб.;
% П — процент увеличения долговечности работы агрегатов, принимается 8 – 12%.
7.8.3. Экономия за счет повышения коэффициента выпуска автомобилей на линию – определяется как дополнительно отработанное количество часов автомобилей на линии в результате внедрения организационных мероприятий, внедрения передовых методов ТО и ремонта, предусмотренных в дипломном проекте. Улучшения его работы экономию определяем удельную, приходящуюся на комплекс, участок, зону, отделение в зависимости от его процента трудоемкости.
Удельный процент трудоемкости от суммарной определяется:
где, ТГП – трудоемкость – расчетная по проекту, приходящаяся на проектируемый объект, чел. час.
ТГТО И ТР – суммарная трудоемкость на ТО и ремонт определяется:
ТГТО И ТР = Тг1 + Тг2 + ТГТР чел.ч.
Определяем количество машино-часов дополнительно отработанных на линии в году:
м.ч.
где, α ВП – коэффициент выпуска автомобилей по проекту;
α влоп – коэффициент выпуска автомобилей фактически в АТП за отчетный
предыдущий год;
Аи – количество приведенных автомобилей по дипломному проекту;
Псм – продолжительность работы автомобилей в сутки по. проекту.
Количество дней работы автомобилей на линии в году определяется:
дней.
где, ДГра – дней работы автомобилей в году.
Принимается для грузовых автомобилей в среднем 320—330 дней в году. При непрерывных технологических перевозках 354—365. Для автобусов и такси принимается 365 дней.
Определяем экономию за счет повышения коэффициента выпуска автомобилей на линию:
руб.
где, Смч – стоимость одного машино-часа для автобусов и такси;
Табл. 7.3.1...
% Ттс – процент затрат приходящийся на техническую службу АТП
принимается 15 – 20% для учебных целей.
Тарифы за пользование автомобильного транспорта на территории РСФСР за 1 авто - час на 01.01.1999 г.
Таблица 7.8.1.
Модель автомобиля | ЕРАЗ УАЗ | ГАЗ - 52 | ГАЗ – 53 ЗИЛ – 130 | МАЗ | КамАЗ | За каждую дополнительную тонну грузоподъемности автом. и прицеп. |
Грузовые | ||||||
Дополнительная плата за км. пробега |
Стоимость одного машино-часа для грузовых автомобилей определяется:
руб.
где, lCC — среднесуточный пробег (плановый по проекту);
СКМ — стоимость одного км. пробега; Табл. 7. 3. 1;
СТМЧ — стоимость по' тарифу одного машино-часа; Табл. 7.3.1.
К2 — коэффициент, учитывающий модель и организацию работы автомобилей; Л:7. Табл.9.
ТСМА — продолжительность работы автомобиля на линии (исх. данные).
Плата за пользование автобусами по территории РСФСР и такси за 1 час работы в рублях 01.01.199 г.
Таблица 7.8.2.
Автобусы и такси | М - 412 | ГАЗ - 24 | ПАЗ – 672 | ЛАЗ | ЛиАЗ | Икарус | РАФ |
7.8.4. Расчет экономии по топливу. Учитывая важность экономного использования топливных ресурсов на автомобильном транспорте в период становления рыночных отношений. Намечено усилить режим экономии за счет качественного и своевременного проведения технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, приборов, влияющих на расход топлива при работе автомобилей.
Процент экономии топлива по подразделениям тех. службы.
Таблица 7.8.3.
№ п / п | Наименование зоны, участка, отделения | % экономии | Факторы влияющие на экономию |
Зона ТО – 1, ТО – 2, спец. Посты, моторное, агрегатное отделен. Станции диагностики | 0,5 - 1 | Своевременная и качественная регулировка узлов автомобиля, повышенная надежность работы узлов и агрегатов | |
Отделение по ремонту приборов системы питания | 1 – 2 | Своевременная и качественная регулировка и ремонт бензонасоса, карбюратора, ТНВД | |
Электрическое отделение | 1 – 1,5 | Своевременная и качественная регулировка приборов батарейного зажигания | |
Рациональные методы запуска двигателя в зимнихё условиях | 1 - 2 | Уменьшение времени прогрева двигателей после запуска уменьшение пусковых износов |
Определяем расход топлива, необходимого для работы автомобилей в год для автобусов и такси:
литров.
где, НТ – норма расхода топлива на 100 км пробега прицепами.
Линейная Т.7.8.4.
Для грузовых автомобилей работающих с прицепами.
литров.
где, НТ – норма расхода топлива на 100 км. 7.T.25.
НР – надбавка на транспортную работу,, принимается 2 литра для
карбюраторных, 1,3 для дизельных двигателей.
ВП – собственный вес прицепа тонн.
% АИП – процент автомобилей работающих с прицепом (отношение автомобилей работающих прицепом к инвентарному). Принимается по исходным данным проекта.
Грузооборот транспортной работы определяется.
км.
β – коэффициент использования пробега, принимается по отчетным данным ТЭП за отчетный год работы ЛТП. Если данные отсутствуют принимается 0,65.
- коэффициент использования грузоподъемности, принимается по отчетным данным ТЭП за отчетный год работы ДТП, при отсутствии данных
принимается 0,8
-грузоподъемность автомобиля, тонн.
Для грузовых бортовых автомобилей расход топлива определяется
литров.
Для автомобилей самосвалов расход топлива определяется:
литров.
где, LЕЗД. – длина поездки с грузом, принимается по отчетным данным ТЭП за отчетный год.
Определяем экономию денежных средств от топлива в год.
руб.
где, Ц – цена за литр топлива. Л.7.Т.24.
% Рт – процент сэкономленного топлива.
7.8.5. Расчет экономии по шинам. Перепробег шин находится в прямой зависимости от технического состояния ходовой части автомобиля переднего моста, рулевого управления, тормозов, своевременной перестановки шин, правильного монтажа и демонтажа, своевременного ремонта шин и камер.
Определение экономии за счет перепробега шин возможно рассчитать по тематике проект зоны TO – 1, зоны ТО – 2, станции диагностики, специализированный пост (передний мост, рулевое управление, тормоза), шиномонтажное и вулканизационное отделение.
Процент перепробега по проектам принимается разный, который зависит от степени влияния на перепробег шин:
1. 1 -1 % - ТО – 1;
2. 2 – 3% - ТО – 2, станции диагностики, спец. посты шиномонтажные и вулканизационные отделения, агрегатные отделения.
Фактический перепробег шин в АТП составляет 80%, следовательно, 5 – 7% перепробега зависит от квалификации водительского состава.
Определяем количество комплектов шин, необходимых для эксплуатации автомобилей в течении года:
комплектов.
где, % LШ – норма пробега комплекта шин.
Приложение № 3.
Определяем количество шин сэкономленных в результате перепробега за год:
комплектов.
где % L – процент перепробега шин по проективному объекту.
Определяем экономию от перепробега шин за год:
руб.
СШ — цена за одну покрышку;
ПШ — количество колес без запасного.
Суммарная экономия по дипломному проекту определяется:
руб.
7.8.6. Определение технико-экономических показателей дипломного
проекта.
7.8.6.1. Определяем срок окупаемости диплом него проекта:
лет.
где, СК – капитальные вложения на проектируемый объект, руб.;
ЭДП – суммарная экономия по дипломному проекту, руб.
7.8.6.2. Запланированный рост перевыполнения норм выработки по проекту принят 1,05 – 1,06.
7.8.6.3. Определяем коэффициент электровооруженности на одного
работающего:
до проекта
Квт.
по проекту Квт.
где, РУСТДОП – суммарная мощность токоприемников до проекта (из ведомости оборудован следовательской части проекта) кВт;
РУСТП – суммарная мощность токоприемников, установленных на проектируемом объекте (ведомость оборудования) кВт;
РЯВДОП – количество рабочих на проектируемом объекте в АТП;
РЯВП – количество рабочих на проектируемом объекте по проекту.
7.8.6.4. Определяем коэффициент фондовооруженности на одного рабочего:
до проекта руб..
по проекту руб..
Фондовооруженность определяется:
Фп = Сп + Соб руб.,
где, СП — стоимость помещения, принимается по балансовой стоимости по
данным бухгалтерии АТП.
При отсутствии данных возможно в виде исключения, а также вновь построенные помещения 75 – 110рублей, за кв. м. пола.
СОБ — стоимость установленного оборудования дороже 100 руб. и сроком
действия одного года.
7.8.6.5. Определяем рост фондовборуженности в процентах:
7.8.6.6.Определяем снижение затрат в процентах в результате полученной суммарной по проекту:
%
Действительные затраты определяются:
Сд = С по смете – Эдп руб.
7.8.6.7. Определяем затраты на единицу продукции (ЕО, ТО-1, ТО-2):
руб.
7.8.6.8. Определяем среднюю месячную заработную плату производственным рабочим:
руб.